Автор Ёорвиголова задал вопрос в разделе Общество
что такое "вечевой" колокол и "набатный" колокол??? и получил лучший ответ
Ответ от Sergey Shishanov[гуру]
Ве́че (общеславянское; от старославянского «вет» — совет) — народное собрание в древней и средневековой Руси для обсуждения общих дел и непосредственного решения насущных вопросов общественной, политической и культурной жизни; одна из исторических форм прямой демократии на территории славянских государств. Участниками веча могли быть «мужи» — главы всех свободных семейств сообщества (племени, рода, поселения, княжества) . Их права на вече могли быть равными либо различаться в зависимости от социального статуса.
Наба́т (от арабского «наубат» — барабанный бой) :
В России — оповещение или тревожный сигнал для сбора народа, подаваемый обычно ударами в колокол, реже барабанным боем; указами от 1797 и 1851 предписывалось бить набат во время пожаров, вьюг и метелей. В метельный набат били прерывисто, до прекращения бури. На берегах Онежского и Ладожского озёр набатный звон применялся и во время сильных туманов. В качестве сигнала тревоги набат использовался в России до XVIII века. Правильным считается употребление выражения в виде «бить набат» (дословно — бить барабанный бой, бить тревогу) , а не «бить в набат» , однако в словаре «русских синонимов и сходных по смыслу выражений» от 1999 года употребляется «бить в набат»
В 1478 году Иван III окончательно присоединил Новгород к Московскому княжеству. В ознаменование ликвидации новгородской вольницы Вечевой колокол был снят с колокольни и вывезен в Москву. По свидетельству Н. М. Карамзина, "5 марта, вслед за возвращением Ивана III, привезли в Москву славный Вечевой колокол и повесили его на колокольне Успенского собора, на площади". Успенский собор тогда только строился под руководством архитектора Аристотеля Феораванти и был закончен в 1479 году. Там и обрел свое пристанище Вечевой колокол, привезенный в Москву из Великого Новгорода. Существует предположение, что в 1673 году он был перелит в московский "Набатный" или "Всполошный" и помещен в полубашенке возле Спасских ворот, в которой издавна вывешивались "всполошные" колокола, предупреждавшие горожан о пожарах. В 1681 году, по указу царя Федора Алексеевича колокол был сослан в Николо-Карельский монастырь за то, что своим звоном в полночь испугал его.
В 1570 году царь Иван Грозный, заподозрив Новгород в измене, в течение шести недель расправлялся с горожанами. Были убиты тысячи ни в чем не повинных людей, ограблены все новгородские церкви и монастыри. Наиболее тяжелые обвинения по "новгородскому изменному делу" были предъявлены архиепископу Пимену. По сообщению иностранцев, побывавших в эти годы в России, царь, переодев Пимена в скоморошью одежду, приказал посадить его на кобылу, дать в руки гусли и в таком виде отправил в Москву.
Константин Случевский написал поэтическую легенду "Новгородское предание", в которой рассказывается о происхождении валдайских колокольчиков из обломков разбитого на куски Вечевого колокола Великого Новгорода. Автор намеренно соединяет два события новгородской истории, разделенные промежутком почти в целое столетие.
Вече - это собрание.
Вечевой колокол использовали для созыва народа для собраний, сходок.
Набатный - для того, чтобы бить тревогу во время пожаров или различных бедствий, вроде нападения чужих.
"Вечевой" колокол собирал на сход, а "набатный" - сообщал о несчастье и тоже собирал народ, но для того, чтобы сообща противостоять этому несчастью.
Вечевой колокол собирал народ на вече, собрание по нашему или что-то вроде, а набатный - когда враги нападали или пожар.
По звону вечевого колокола собиралось вече (собрание мужчин, старейшин) . Набантный колокол возвещал о какой-нибудь катасрофе, как природной, так и общественной.