Агасфер сергей
Автор A-stra задал вопрос в разделе Общество, Политика, СМИ
Что известно о “вечном жиде”? Как его звали и что это за легенда? и получил лучший ответ
Ответ от Примадонна Натали™[гуру]
АГАСФЕР - «Вечный жид» , персонаж христианской легенды позднего западноевропейского средневековья. В более ранних версиях легенды встречаются и другие имена — Эспера-Диос («надейся на бога») , Бутадеус («ударивший бога») , Картафил. Согласно легенде, Агасфер во время страдальческого пути Иисуса Христа на Голгофу под бременем креста оскорбительно отказал ему в кратком отдыхе и безжалостно велел идти дальше; за это ему самому отказано в покое могилы, он обречён из века в век безостановочно скитаться, дожидаясь второго пришествия Христа, который один может снять с него зарок.
Агасфер - это враг Христа, но в то же время свидетель о Христе, грешник, поражённый таинственным проклятием и пугающий одним своим видом как привидение и дурное знамение, но через само проклятие соотнесённый с Христом, с которым непременно должен встретиться ещё в «этом мире» , а в покаянии и обращении способный превратиться в доброе знамение для всего мира. Структурный принцип легенды — двойной парадокс, когда тёмное и светлое дважды меняются местами: бессмертие, желанная цель человеческих усилий, в данном случае оборачивается проклятием, а проклятие — милостью (шансом искупления) .
Легенда о «Вечном жиде» становится достоянием литературы с 13 в. По рассказу английского монаха Роджера Уэндоверского, вошедшему в «Большую хронику» (ок. 1250) Матвея Парижского, архиепископ, прибывший в Англию из Великой Армении, уверял, что лично знаком с живым современником и оскорбителем Христа по имени Картафил («сторож претория») ; он покаялся, крестился, принял имя Иосиф и ведёт жизнь аскета и молчальника, отвечая только на благочестивые вопросы паломников; при встрече с Христом ему было 30 лет, и теперь он после каждой новой сотни лет возвращается к 30-летнему возрасту. В 15 в. известны более мрачные и жестокие версии, в которых акцент переносится с раскаяния «Вечного жида» на его наказание (напр. , он непрерывно ходит вокруг столпа в подземелье, или живёт в заточении, за 9 замками, нагой и заросший, и спрашивает всех входящих к нему: «Идёт ли уже человек с крестом?»). В 1602 выходит анонимная народная книга «Краткое описание и рассказ о некоем еврее по имени Агасфер» (в ней впервые герой легенды получает имя Агасфер) .
Молодой И. В. Гёте обращается к образу Агасфера, чтобы выразить новое, проникнутое историзмом представление о религиозно-психологической атмосфере в Иерусалиме времён Христа (фрагмент неоконченной поэмы «Вечный жид» , 1774). К. Ф. Д. Шубарт трактует образ и сюжет в духе радикального просветительства («Вечный жид» , 1787). Для романтиков сюжет легенды об Агасфере, дававший богатые возможности переходить от экзотических картин сменяющихся эпох и стран к изображению эмоций обречённости и мировой скорби, был особенно привлекателен; его разрабатывали П. Б. Шелли, И. К. Цедлиц и многие другие; в России — В. А. Жуковский (неоконченная поэма «Агасфер, Вечный жид»). Э. Кине (философская драма «Агасфер» , 1833) превратил Агасфера в символ всего человечества, пережившего свои надежды, но чудесно начинающего свой путь заново. В авантюрном романе Э. Сю «Вечный жид» (1844—45) Агасфер выступает как таинственный благодетель, антагонист иезуитов.
РАССКАЗ ОСТАПА БЕНДЕРА О ВЕЧНОМ ЖИДЕ
-- Не буду напоминать вам длинной и скучной истории Вечного еврея. Скажу только, что около двух тысяч лет этот пошлый старик шатался по всему миру, не прописываясь в гостиницах и надоедая гражданам своими жалобами на высокие железнодорожные тарифы, из-за которых ему приходилось ходить пешком. Его видели множество раз. Он присутствовал на историческом заседании, где Колумбу так и не удалось отчитаться в авансовых суммах, взятых на открытие Америки. Еще совсем молодым человеком он видел пожар Рима. Лет полтораста он прожил в Индии, необыкновенно поражая йогов своей живучестью и сварливым характером. Одним словом, старик мог бы порассказать много интересного, если бы к концу каждого столетия писал мемуары. Но Вечный Жид был неграмотен и к тому же имел дырявую память.
Не так давно старик проживал в прекрасном городе Рио-де-Жанейро, пил прохладительные напитки, глядел на океанские пароходы и разгуливал под пальмами в белых штанах. Штаны эти он купил по случаю восемьсот лет назад в Палестине у какого-то рыцаря, отвоевавшего гроб господень, и они были еще совсем как новые. И вдруг старик забеспокоился. Захотелось ему в Россию, на Днепр, Он бывал везде: и на Рейне, и на Ганге, и на Миссисипи, и на Ян-Цзы, и на Нигере, и на Волге. И не был он только на Днепре. Захотелось ему, видите ли, бросить взгляд и на эту широкую реку.
Аккурат в 1919 году Вечный Жид в своих рыцарских брюках нелегально перешел румынскую границу. Стоит ли говорить о том, что на животе у него хранились восемь пар шелковых чулок и флакон парижских духов, которые одна кишиневская дама просила передать киевским родственникам. В то бурное время ношение контрабанды на животе называлось "носить в припарку". Этому делу старика живо обучили в Кишиневе. Когда Вечный Жид, выполнив поручение, стоял на берегу Днепра, свесив неопрятную зеленую бороду, к нему подошел человек с желто-голубыми лампасами и петлюровскими погонами и строго спросил:
-- Жид?
-- Жид, --ответил старик.
-- Ну, пойдем, --пригласил человек с лампасами. И повел его к куренному атаману.
-- Жида поймали, --доложил он, подталкивая старика коленом.
-- Жид? --спросил атаман с веселым удивлением.
-- Жид, --ответил скиталец.
-- А вот поставьте его к стенке, --ласково сказал куренной.
-- Но ведь я же Вечный! --закричал старик. Две тысячи лет он нетерпеливо ждал смерти, а сейчас вдруг ему очень захотелось жить.
-- Молчи, жидовская морда! --радостно закричал губатый атаман. --Рубай его, хлопцы-молодцы!
И Вечного странника не стало.
Никуда он не делся. Сегодня народ за него голосовал
зовут Агасфер, знаменит тем, что не позволил уставшему Иисусу отдохнуть на своем крыльце, за что наказан вечной жизнью и вечным странствием
Соглашусь с остальными: это из Библии.
Звали его Агасфер, кажется. Отказался помочь Иисусу нести крест на Голгофу, за это и пострадал. Бог проклял его и обрек на вечную жизнь.
Если коротко, то по ссылке:
Странник..."Агасфер", или "Вечный Жид, осужден вечно скитаться по миру до второго пришествия Христа
В Средние века в христианском мире получила широкое распространение легенда о еврее из Иерусалима, который грубыми словами оскорбил Христа, несшего крест на Голгофу, а по одной из версий - даже ударил Его. В наказание должен был этот еврей вечно скитаться по миру, не зная ни отдыха, ни смерти, до второго пришествия Христа, который один может разрешить его от тягостной ему жизни.
Этот человек (кстати, не во всех вариантах легенды он представляется евреем) назывался в Англии Картафилусом, в Италии - Боттадио (или Бутадеус, т.е. ударивший Бога; говорили, что он ударил влекомого на казнь Христа сапожной колодкой), во Франции и Бельгии - Исааком Лакедемом, а в бретонских легендах - Будедео (толкнувший Бога). В одной из знаменитых немецких народных книг его называют Агасфером. Это имя получило наибольшее распространение. Легенда об Агасфере не имеет прямого отношения к еврейскому фольклору. Имя Агасфер - искажение имени персидского царя Ксеркса (Ахашвероша) из Книги Эсфирь.
Прототипом легенды о Вечном Жиде могла служить история Каина, которого Яхве за братоубийство обрек на скитания со знаком проклятья на лбу, запретив всем живущим лишать его жизни. Такими прототипами могли также быть библейский патриарх Енох и пророк Илия, единственные из людей, избежавшие смерти.
Прообразом Агасфера мог стать и Пиндола из буддистской легенды, которого Будда приговорил к бессмертию за его заносчивость, сказав: "Пока существует мой закон, ты не попадешь в нирвану".
АГАСФЕР ("Вечный жид") - в мифах и легендах, берущих свое начало от
христианских преданий позднего западноевропейского средневековья, еврейский
грешник, понесший наказание от Христа в виде вечной жизни. Непосредственной
причиной наказания послужил отказ Агасфера предоставить Христу, идущему под
тяжестью креста, минуту отдыха возле забора дома Агасфера. Начиная с XIII
века н. э. личность "Вечного жида" стала популярной в литературных
произведениях самого различного направления, примерно с XV века и буквально
до начала ХХ века стали появляться свидетельства в пользу существования
Агасфера, каждый раз находились все новые и новые свидетели, видевшие и
беседовавшие с ним на самые различные темы. Согласно мифу, несчастный
"Вечный жид", за 2 тысячелетия значительно поумневший, до сих пор
путешествует по миру, каждый раз изменяя свое имя. Подозревают, например,
что именно он называл себя графом Калиостро. Другие имена "вечноживущего",
которые встречаются в библейских мифах: Эспер-Диос ("Надеющийся на бога"),
Иосиф Картафил, Бутадеус ("Ударивший бога").
юрий ильенко умер в этом году у нас по тв про это ничего не говорили -великий украинский режиссер
Ильенко Юрий Герасимович
Украинский сценарист, кинорежиссёр, актёр, оператор,
подробнее...
Какие фильмы с участием Аркадия Толбузина вы знаете?
Актера Аркадия Толбузина я помню по исполнению ролей: комиссара в фильме "Кортик", по роли Фролова
подробнее...