Автор задал вопрос в разделе Вокруг света
С каким городом связано название... и получил лучший ответ
Ответ от Јла Саша по шоссе...[гуру]
Paul Verlaine Clair de Lune
Votre ame est un paysage choisi
Que vont charmant masques et bergamasques
Jouant du luth et dansant et quasi
Tristes sous leurs deguisements fantasques.
Tout en chantant sur le mode mineur
L'amour vainqueur et la vie opportune
Ils n'ont pas l'air de croire a leur bonheur
Et leur chanson se mele au clair de lune,
Au calme clair de lune triste et beau,
Qui fait rever les oiseaux dans les arbres
Et sangloter d'extase les jets d'eau,
Les grands jets d'eau sveltes parmi les marbres.
Поль Верлен Лунный свет
Душа у Вас – изысканный пейзаж.
Играет лютня, двигаются маски.
Почти печальный дивный антураж
старинной итальянской бергамаски.
Там в пении сплошной минорный тон.
Там мир любви. Там весело бездумным.
Но счастлив ли? Никто не убеждён,
и музыка сплелась со светом лунным.
Там лунный свет красив и вездесущ.
В экстазе плачут яркие фонтаны,
а птицы видят сны под кровом кущ,
и мраморы струистой влагой пьЯны.
"Лунный свет" - самая известная пьеса из Бергамсской Сюиты Клода Дебюсси, написана в 1890 г. есть основания полагать, что она написана под впечатлением от одноименной поэмы Поля Верлена.
Шла Саша по шоссе...
Гений
(80787)
Светлана, а я еще даже не видела Вашего комментария, так увлеклась написанием ответа. Последним прочитанным мной комментом был коммент Эриха:))
Дебюсси и Верлен.
А связало их многое. И Италия в том числе. А тем более символизм.
В музыкальной культуре Франции конца XIX -начала XX века трудно найти композитора, оказавшего столь существенное влияние на формирование нового стиля, как Клод Ашиль Дебюсси. Родился композитор 22 августа 1862 года в предместье Сен-Жермэн-ан-Лэ близ Парижа. Он был старшим из пяти детей в семье мелкого лавочника. В буржуазных семьях конца XIX века было принято давать детям начальное музыкальное образование, и в четыре года маленького Клода отдали учиться музыке у пожилого итальянца Черутти, а с 1871 года он стал заниматься с мадам Антуанеттой-Флорой Моте (тещей поэта Верлена) - ученицей Шопена. Именно она привила своему одаренному ученику огромную любовь к музыке и посоветовала родителям мальчика отдать его в Парижскую консерваторию. Линии судеб Вердена и Дебюсси пересеклись уже в то время, когда маленький Клод (Ашиль) приходил заниматься домой к своей первой учительнице Антуанетт-Флор Моте де Флервиль. Ее дочери, Матильде, выпала участь "возлюбленной невесты и несчастной жены поэта; можно сказать, что Клод был невольным свидетелем драматической истории отношений четы Верленов и А. Рембо
Фактом остается то, что уже в детстве Дебюсси соприкоснулся с миром "проклятых" поэтов. Первый раз и, во всяком случае, не последний.
1881 год - год, осенью которого Верлен вновь появляется в Париже с твердым намерением "вернуться к литературе", - становится этапным и для Дебюсси. За четыре года до того, как "проклятый поэт" завоюет, наконец, всеобщее признание и славу, юный композитор обращается к поэзии Верлена и создает на его тексты свои лучшие ранние романсы, посвященные Мари-Бланш Ванье. Поражает безошибочность выбора - ведь со времени первых вокальных опытов "верленовское начало" пройдет сквозь все дальнейшее творчество Дебюсси. Очевидно, композитор сразу почувствовал в верленов-ских стихах то, что было ему дорого и близко - это и сложная разветвлен-ность душевных переживаний, и невозможность выразить, определить их словесно, но лишь с помощью тончайших ритмических и фонетических градаций.
Поэтическая речь Верлена исключительно музыкальна. Кредо "De la musique avant toute chose", ярко сформулированное в программном стихотворении "Поэтическое искусство", исчерпывающе выражает верленовское отношение к слову.
90-е годы. Дебюсси ближается с кружком поэтов-символистов, возглавляемых Стефаном Малларме. Здесь Дебюсси встречается с поэтами и писателями Ренье, Луисом, Верленом, художниками Дени и Уистлером, среди которых находит своих будущих друзей. Кружок Малларме стремился к синтезу искусства. Дебюсси, чрезвычайно восприимчивый ко всему новому, пытается применить принципы символизма к своей музыке, освободить ее от условностей и стереотипов, стесняющих свободу художника. Он говорит: «Не надо слушаться ничьих советов, разве только ветра, который своим шумом рассказывает нам о мире» .
На 90-е годы приходится первый период творческого расцвета Клода Дебюсси. В это время он создает вокальные и камерно-инструментальные произведения (струнный квартет) , фортепианные («Бергамасская сюита» , «Маленькая сюита» для фортепиано в четыре руки) и симфонические произведения («Послеполуденный отдых фавна» , «Ноктюрны») .
«Бергамасская сюита» (1890) -дань композитора клавесинистам французского барокко - цикл, состоящий из четырех частей: Прелюдия, Менуэт, Лунный свет и Паспье.
Закат солнца. Что о нем в литературе?
Закат
Михаил Никитин
Закат горел торжественно-тревожно.
Лиловый
подробнее...
Скрипка и стихи совместимы?
Поль Верлен. Из книги "Сатурнические поэмы"
Цикл "Грустные пейзажи"
Осенняя песня
подробнее...
О чем напоминает - вкус Хлеба?.. ) )) Что для вас - вкус, аромат - ХЛЕБА?..))
ЗАПАХ ХЛЕБА"
Грибы шалят в опавших листьях,
Играя в прятки с грибником, –
То
подробнее...
Ваши литературные ассоциации на тему "прогулка"?
прогулка Ветер свободно Гуляет, стелется Шелковый ковыль Запахи пряной, Горькой полыни Жемчужные
подробнее...