византийская роспись



Автор Anuta9999 задал вопрос в разделе Живопись, Графика

Схема росписи византийского храма. очень нужно)) и получил лучший ответ

Ответ от Владимир Захаров-Вальнер[гуру]
СИСТЕМА РОСПИСИ ВИЗАНТИЙСКОГО КРЕСТОВО- КУПОЛЬНОГО ХРАМА
Монументальным ансамблем константинопольской работы является роспись Софийского собора в Киеве.
Она отражает развитие византийской мысли своего времени и является образцом для большинства древнерусских храмов, так или иначе повторявших использованные здесь композиции вплоть до XVIв. Центральный купол:
1. В центральном куполе изображён Христос Пантократор в медальоне в окружении четырёх архангелов;
2. В простенках между окнами барабана изображены 12 апостолов (уникальный случай) ;
3. В 4 парусах изображены соответственно четверо евангелистов, сидящих за пюпитрами с Евангелием; 4.На подпружинных арках медальоны с 40 мучениками Севастийскими (в других храмах, при сохранении самих медальонов, здесь могли располагаться и любые другие святые) ;
5. На арке вимы, отделяющей апиду, в трёх медальонах представлен Деисус- Христос, Богоматерь и Иоанн Предтеча.
Центральная апсида:
1. В кохне- Богоматерь Оранта;
2. Ниже в виде длинного регистра- Евхаристия. Зеркальная по композиции символическая сцена, изображающая причащение апостолов Христом- символическое изображение Тайной вечери. Слева Христос преподаёт Святой Хлеб, а справа- Вино;
3. В нижнем регистре апсиды изображён святительский чин- святители и диаконы, как бы окружающие стоящий в центре алтаря престол;
4. Параллельно со святителями на боковых гранях алтарных столбов были изображены ветхозаветные первосвященники.
Сохранилась фигура Аарона.
Подобное сопоставление так же будет встречаться и в других храмах. Евангельский цикл отличается особой подробностью, так как направлен на просвещение новокрещённого народа.
Поэтому здесь присутствует и повествовательный элемент: На западных, обращённых к молящимся граням столбов, фланкирующих алтарь- Блоговещение.
На левом столбе фигура- Архангела Гавриила, на левом- Богоматери.
Этот композиционный приём, связывающий изображение с реальным пространством интерьера, будет сохраняться практическиво всех русских храмах до XVIвека включительно, пока алтарные столбы не будут скрыты высоким иконостасом.
Важнейшие из двунадесятых праздников располагались на цилиндричесхих сводах подкупольного креста с четырёх сторон от купола. Здесь эти изображения утрачены, но подобноерасположение праздников на сводах ветвей креста будет с некоторыми вариациями использоваться в древнерусских храмах во все века, включая столетие.
Ниже на стенах центрального подкупольного пространства евангельское повествование продолжалось сценами Страстей Христа и событий по Его воскресении.
Верхний регистр занимал люнеты стен.
Здесь сохранились сцены: Христос перед Каиафой, Отречение Петра и Распятие. Ниже были изображены: Воскресение (Сошествие ва ад) , Явление Христа жёнам- мироносицам, Послание апостолов на проповедь, Уверение Фомы и Сошествие Святого Духа.

Ответ от Наталья Петриченко[гуру]

Посмотрите ещё и здесь. Может что то дополните к предыдущему ответу.

Ответ от 3 ответа[гуру]
Привет! Вот подборка тем с похожими вопросами и ответами на Ваш вопрос: Схема росписи византийского храма. очень нужно))
Скрыпник Алексей Викторович на Википедии
Посмотрите статью на википедии про Скрыпник Алексей Викторович
 

Ответить на вопрос:

Имя*

E-mail:*

Текст ответа:*
Проверочный код(введите 22):*