Автор Виктория задал вопрос в разделе Лингвистика
Слово «опричнина» , его происхождение, как оно связано с Россией? и получил лучший ответ
Ответ от V E R O N A[гуру]
ОПРИЧНИНА – система чрезвычайных мероприятий, примененных русским царем Иваном IV Грозным в 1565–1572 во внутренней политике для разгрома боярско-княжеской оппозиции и укрепления Русского централизованного государства. (Само слово «опричнина» («опришнина» ) происходит от древне-русского – «особый» . В 14–15 вв. «Опришниной» называли выделенный членам великокняжеской династии государственный удел с территорией, войсками и учреждением) .
Введение опричнины в 16 в. Иваном Грозным было вызвано сложностями внутренней обстановки в стране, в том числе противоречием между политическим сознанием боярства, определенных кругов высшей бюрократии (дьяков) , высшего духовенства, желавших самостоятельности, с одной стороны и, с другой, – стремлением Ивана Грозного к неограниченному самовластью, основанному на твердой вере последнего в личное богоподобие и богоизбранность и поставившего цель привести действительность в соответствие с собственными убеждениями. Упорство Ивана Грозного в достижении абсолютной власти, не стесняемое ни законом, ни обычаем, ни даже здравым смыслом и соображениями государственной пользы усиливалось его крутым нравом. Появление опричнины было связано с обескровившей страну начавшейся в 1558 Ливонской войной, ухудшением положения народа в связи с неурожаями, голодом, пожарами, вызванными в течение многих лет исключительно жаркими летом. Народ воспринимал невзгоды как Божье наказание за грехи разбогатевших бояр и ждал от царя создания идеала государственного устройства («Святой Руси») .
Цели и значение опричнины. Итоги царствования Ивана IV.
Опричнина всегда казалась историкам явлением загадочным. Долгое время полагали, что она была направлена против боярства. Считалось, что бояре, чьи земли вошли в опричнину, были выселены и потеряли свои вотчины, получив взамен меньшие и худшие владения. Однако выяснилось, что опричные выселения не были массовыми, что земли теряли в основном опальные и их родственники. Землевладельцы уездов, отнесенных к опричным территориям, почти полностью зачислялись в опричнину. Опричные казни также коснулись не одного боярства, но и рядовых служилых людей, и приказных.
Принципиальной разницы в уровне знатности между опричниной и земщиной не было. Хотя опричнина была чуть худороднее земщины, в ней также служили многие видные бояре.
Целью опричнины была не борьба против того или иного слоя населения, а утверждение нового порядка. Казнив Владимира Старицкого, царь расправился с одним из последних уделов. Казнь митрополита Филиппа запугала церковь, лишила ее самостоятельности и способности критиковать светскую власть. Расправа над Новгородом уничтожила последние остатки вольности. Все это усиливало централизацию государства, но одновременно укрепляло деспотический характер царской власти. Основами ее становились произвол и отсутствие каких бы то ни было правовых гарантий безопасности личности.
Политика Ивана Грозного поставила страну на грань национальной катастрофы. Опричные грабежи, проигранная Ливонская война, крымское разорение привели к тому, что крестьяне массами бежали, имения, лишенные рабочих рук, приходили в запустение, служилые люди обрекались на нищету.
В 1581 г. , стремясь удержать крестьян в вотчинах и поместьях, Иван IV временно отменил право перехода в Юрьев день, введя "заповедные лета". Таким образом, началось формирование крепостного права.
Источник: ..
Слово "опричнина" употреблялось лет за сто до Ивана IV. Происходит оно от слова «опричь» , являвшегося в древнерусском языке синонимом слова «кроме» . После смерти или гибели воина на поле боя поместье, пожалованное ему за службу великим князем, забиралось в казну, опричь (кроме) небольшого участка земли, который отдавали его вдове и детям. Этот остаток поместья и назывался «опричниной» .
Таким образом, инсценируя в 1564 г. бегство из Москвы, Иван Грозный назвал опричниной небольшой удел, в который он «удалялся от царствования» . Вся страна - «земщина» - оставалась, согласно его уверениям, в управлении Боярской думы. Сопроводивших царя в его удел стали называть опричниками.
Князь Курбский именует опричников «кромешниками» - обитателями ада, тьмы кромешной, а потому и опричное войско - «полком сатанинским» . Территория, занятая опричниной, постепенно увеличивалась и захватила большую часть государства. Впоследствии из крупных городов за земщиной оставалась Тверь, Владимир и Калуга, причем области земщины располагались по окраинам.
Жертвами опричного террора стали и боярско - княжеская, и дворянско-помещичья фронды. Царский указ одинаково сгонял с земли и удельного князя, владельца наследственной территории, и мелкого служилого человека. В этом уравнении родовитого вельможи с безродным служилым человеком в качестве жертвы царского недоверия и гонения ярко проявляла себя политическая сущность опричнины.
Конфискация земли у каждого, кто не близок, кто не доказал своей абсолютной преданности, верности, готовности служить царской воле, выбивала почву из-под ног всякой оппозиции. Власть, по мнению царя, должна внушать всем, покушающимся на нее, страх. Бояться власти должны все подданные независимо от их общественного положения.
Теория самодержавия Ивана IV пронизана идеей опричнины. Она предполагает разделение государевых слуг из тех, кто «слугует близко» , и на тех, кто не столь надежен и «слугует отдалее» .
Напрашивается вопрос: а откуда Иван IV думал взять себе верных слуг? Корпус верных слуг, с помощью которых можно защитить себя и свою власть, следует пополнять из худородных низов. Сам факт возвышения служилого человека «из грязи в князи» должен, по мнению Грозного, навечно привязать его к царю как верного и преданного слугу. Отсюда отнюдь не следует, что Грозный создавал свой аппарат власти из одних худородных. В опричнине на самых высоких постах служили и родовитые князья. Важно, однако, другое: родовитые в опричнине были «прослоены» худородными. Такая система снижала значение родовитости как таковой и поднимала до небывалой высоты людей, взятых из служилой массы.
история. что общего в системе управления государством ивана 3 и ивана 4 какие различия??
Оба были феодальными монархами, великими князьями. Оба вели политику на централизацию власти. Оба
подробнее...
что изменилось в быте и обычаях бояр и дворян в 17 веке?
__________________________ Жизнь и быт высших сословий России в XVII веке
подробнее...
Шамаханская царица. Царицей какого государства была Шамаханская царица?
У царицы был прототип. И царицу на самом деле звали Анастасия и была она русской царицей :
подробнее...
Нужно сообщение на тему... Система государственного управления в России ( 17 в)
Если на доклад, то я думаю, этого будет достаточно:
Система государственного управления
подробнее...
Умоляю, помогите! Вопрос внутри. Вопрос из области истории.
Особенно государственный и политический талант Ивана Грозного раскрывают реформы 50-х годов XVI
подробнее...
шамаханское государство это что? Откуда шамаханская царица?
селение шемаха-
подробнее...
Вопрос по истории России:
Да, всё лежит в определение, ибо опричнена не что иное как система мер, направленых на укрепление
подробнее...
Кто был в Клину? Куда там можно пойти и на что посмотреть?
Достопримечательности города Клин.
Успенский собор в Клину
* Государственный
подробнее...
выражение "филькина грамота". кто такой филька и какая у него была грамота?
Митрополит Филипп, пытавшийся урезонить Ивана Грозного, постоянно писал ему письма, которые царь и
подробнее...
Опричнина. Последние годы Грозного царя. кратко
В 1563 г. русские войска овладели Полоцком, в то время крупной литовской крепостью. Царь был
подробнее...
Кто такие Бэби-Док и Папа-Док?
И вот ровно полвека назад Гаити сделалось вотчиной Франсуа Дювалье, которого еще прозвали Папа-Док:
подробнее...