Автор Галина Любимова задал вопрос в разделе Школы
Анализ эпизода башмачкин и значительное лицо в повести гоголя шинель и получил лучший ответ
Ответ от OlolOle4ka[активный]
Одной из сквозных тем русской литературы девятнадцатого столетия была тема «маленького человека». Что понимается в литературоведении под термином «маленький человек» ? Это герой, в котором нет ничего героического. Он не славен и не знаменит. Его место в обществе — на низших ступенях социальной лестницы. Ему чужды высокие духовные интересы, потому что все силы его уходят на борьбу за выживание. Итак, это самый простой, ничем не примечательный человек, но он так же достоин внимания писателя, как и более значительные персоны, потому что одной из прекрасных черт русской литературы является ее гуманистический пафос. Она находит своего героя, как выразился выдающийся критик Виссарион Григорьевич Белинский, не во дворцах, а на чердаках и в подвалах. Одним из самых ярких образов-типов маленького человека был создан Николаем Васильевичем Гоголем в повести «Шинель». Социальный конфликт повести наиболее контрастно выражен в столкновении главного героя повести бедного чиновника Акакия Акакиевича Башмачкина с одним из представителей власть имущих. Последнего писатель не называет по имени, а обозначает словосочетанием «значительное лицо». Тем самым подчеркивается типичность его образа, в котором обобщены самые существенные черты отношения «высших» к «низшим». После того как грабители отняли у несчастного Акакия Акакиевича с таким трудом заработанную новую шинель, владея которой он чувствовал себя счастливым, несчастный чиновник обратился за помощью к «значительному лицу». «Какая именно и в чем состояла должность значительного лица, это осталось до сих пор неизвестным. Нужно знать, что одно значительное лицо недавно сделался значительным лицом, а до того времени он был незначительным лицом». Мы узнаём также, что до того как стать «значительным» , этот высокопоставленный чиновник, «если ему случалось быть с ровными себе, он был еще человек как следует, человек очень порядочный, во многих отношениях даже не глупый человек; но как только случалось ему быть в обществе, где были люди хоть одним чином пониже его, там он был просто хоть из рук вон… » Образом значительного лица писатель дает понять: общественное устройство Росси таково, что положение человека в обществе зависит не от его профессиональных достижений, не от образованности и интеллекта, а от чина, занимаемого им в табели о рангах. И значительное лицо, выслужив высокий чин, считает необходимым всецело изменить и свое поведение. «Главным основанием его системы была строгость. «Строгость, строгость и — строгость» , — говаривал он обыкновенно и при последнем слове обыкновенно смотрел очень значительно в лицо тому, которому говорил. Хотя, впрочем, этому и не было никакой причины, потому что десяток чиновников, составлявших весь правительственный механизм канцелярии, и без того был в надлежащем страхе; завидя его издали, оставлял уже дело и ожидал стоя ввытяжку, пока начальник пройдет через комнату. Обыкновенный разговор его с низшими отзывался строгостью и состоял почти из трех фраз: «Как вы смеете? Знаете ли вы, с кем говорите? Понимаете ли, кто стоит перед вами? » И тут же Гоголь подчеркивает, что такое «понимание роли начальника опирается не на личные качества этого человека, а навязывается ему самой системой общественных отношений: «…он был в душе добрый человек, хорош с товарищами, услужлив… » И вот этот «добрый человек» , когда Акакий Акакиевич пришел к нему за помощью, даже не попытался разобраться в сути просьбы несчастного ограбленного. Придравшись к форме обращения просителя, он решил продемонстрировать тому свой вес и свою власть: «Знаете ли вы, кому это говорите? понимаете ли вы, кто стоит перед вами? понимаете ли вы это, понимаете ли это? я вас спрашиваю». При этом значительное лицо еще и топнул ногой. Такая грубость поразила Башмачкина настолько, что он заболел и вскоре умер. Однако Гоголь не ограничивается обличением общественных пороков, выраженных в жестокости власти по отношению к простым людям.
Источник:
Образ "значительного лица" и его роль в повести "Шинель". Возмездие за грехи получает не только переписчик канцелярских бумаг Башмачкин, но и "значительное лицо". "Значительное лицо" – важный образ повести, ведь именно отношение высокого начальника к Акакию Акакиевичу и послужило причиной смерти последнего. Характерно, что чиновник подхватывает простуду не той морозной ночью, когда у него украли шинель, и ему приходится раздетому возвращаться домой. Герой простужается и заболевает только через несколько дней, возвращаясь от генерала после "распекания".
Образ "значительного лица" имеет несколько прототипов. Первый – начальник Гоголя по службе В. И. Панаев, управляющий канцелярией Министерства Императорского двора и начальник второго отделения Департамента уделов, где Н. В. Гоголь в 1830-1831 годах служил канцелярским чиновником и помощником столоначальника. Исследователи считают прототипом "значительного лица" и Николая I, находя у гоголевского героя некоторые общие черты с русским царем (богатырская наружность, мужественный вид, привычка репетировать речи перед зеркалом) . Гоголь подчеркивает, насколько генеральский чин исказил характер "значительного лица": "он был в душе добрый человек, хорош с товарищами, услужлив; но генеральский чин совершенно сбил его с толку. Получивши генеральский чин, он как-то спутался, сбился с пути и совершенно не знал, как ему быть".
Можно предположить, что первая "встреча" Башмачкина со "значительным лицом" произошла не тогда, когда Акакий Акакиевич лишился шинели и попытался с помощью сильных мира сего ее вернуть, а еще тогда, когда он только пришел к портному Петровичу и увидел его табакерку "с портретом какого-то генерала". Картинка словно оживает, и через некоторое время Башмачкин предстает перед реальным "значительным лицом". Образ "значительного лица" в повести раздваивается: этот герой изображается в произведении и как олицетворение безликой государственной власти, которой нет дела до "маленького человека", и одновременно как "человек очень порядочный, во многих отношениях даже не глупый", но "сбившийся с пути". Мотив пути в повести "Шинель" (как и поэме "Мертвые души") связан с темой покаяния, искупления грехов.
Образы Акакия Акакиевича и "значительного лица" тесно перекликаются друг с другом. И Башмачкин, получивший шинель, и генерал, сделавшийся недавно "значительным лицом", еще не успели окончательно привыкнуть к своему новому положению. Одного "генеральский мундир сбил совершенно с толку" и он начал пытаться подражать своему представлению о генеральском достоинстве, а другого шинель ввела в соблазн и заставила следовать заведенному в чиновничьей среде порядку: отметить обновку пирушкой. Несчастье, постигшее Башмачкина, постигает и генерала, тем самым уравнивая их. Этому служит и перекличка сцен пропажи шинели у Акакия Акакиевича и у "значительного лица". И Башмачкин и генерал до пропажи шинели пребывают в гостях, где выпивают "два бокала шампанского" и, почувствовав "веселость", оба начинают проявлять интерес к женскому полу: Башмачкин, возвращаясь домой, "побежал было вдруг, неизвестно почему, за какой-то дамою, которая, как молния, прошла мимо и у которой всякая часть тела была исполнена необыкновенного движения", а генерал "решил не ехать еще домой, а заехать к одной знакомой даме". Затем героев постигает несчастье, не оставляющее в их настроении и следа от былой "веселости". Лишившись шинели, Башмачкин прибегает домой "в совершенном беспорядке: волосы <…> растрепались; бок и грудь и все панталоны были в снегу". "Значительное лицо" "бледный, перепуганный и
что такое дихотомия добра и зла
«Теории и практики» продолжают объяснять смысл часто употребляемых выражений, которые зачастую
подробнее...
Сколько рост самого высокого человекА?
Самым высоким человеком, когда-либо зарегистрированным в истории человечества, был Роберт Уодлоу,
подробнее...
для чего Гоголь включил в "Мертвые души" повесть о "Капитане Копейкине? "
А. С. Пушкин, подаривший Николаю Васильевичу Гоголю сюжет “Мертвых душ”, советовал молодому
подробнее...
описание снов в романе мастер и маргарита
В эпизоде сна Понтия Пилата раскрываются новые душевные качества прокуратора:
· Он
подробнее...
Помогите пожалуйста написать сочинение по мёртвым душам
Гоголь Н. В.
Сочинение по произведению на тему: Н. В. Гоголь "Мертвые души"
Поэма
подробнее...
В какой стране эти могилы?
Алексей Каплер и Юлия Друнина.
#yaimg154513#
Алексей Каплер родился в сентябре 1904 года
подробнее...
Почему сосуд в сказках, где обычно находится джинн, называется лампа?
Коран, как и Библия, рассказывает о сотворении всего сущего. Однако в пятнадцатой и пятьдесят пятой
подробнее...
Образ Чичикова в поэме "Мёртвые души"
Чичиков – великолепный актер, ради своей цели дающий у каждого помещика представление в его вкусе.
подробнее...
Знак девы (мужчина), какой он?
ДЕВА-МУЖЧИНА
Не связывайте свои надежды с мужчиной-Девой, если ваше сердце голодает по
подробнее...
В чём заключается Философия Платона Каратаева в романе "Война и мир"?
Наделен Каратаев именем древнего философа Платона — так Толстой прямо
указывает, что вот
подробнее...
В чем проявляется любовь к природе Наташи Ростовой?
Духовная красота Наташи проявляется и в ее отношении к родной природе. Мы ни разу не видим ни Элен,
подробнее...
ЭССЕ на тему "музыка в моей жизни"
Еще с прадавних времен музыка занимала важное место в жизни человека. Испытывая изменения с
подробнее...
образ Коли Красоткина в рассказе Мальчики???
Коля Красоткин - герой романа Достоевского "Братья Карамазовы".
Замечательный маленький
подробнее...
Благотворно ли влияет на человека соблюдение поста? И как правильно себя к нему подготовить?
..Он врачует болезни, иссушает вредные соки тела, изгоняет демонов, отгоняет злые помыслы, ум
подробнее...
краткий образ Чичикова из поэмы мёртвые души
49. Образ Чичикова в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»
Что такое образ литературного
подробнее...