Автор A-stra задал вопрос в разделе Живопись, Графика
Почему Михаила Врубеля называют создателем русского модерна? и получил лучший ответ
Ответ от Madeleine[гуру]
Врубель мечтал соединить в своем творчестве искусство с жизнью, он постоянно находился в поисках высокого монументального стиля и национальной формы в искусстве и использовал в своих произведениях орнаментально-ритмические решения. Все это сближало его со стилем “модерн”, вызов которого был принят художником. Модернизм особенно свойственен некоторым панно Врубеля (триптих “Фауст” для дома А. В. Морозова в Москве, 1856; “Утро”, 1897)”. Но творчество художника выходит за рамки модерна и символизма. Он стремился создать сложную одушевленную картину мира, соединяя в своих произведениях мир человеческих чувств и мир природы
М. А. Врубель. Фауст (триптих) . 1896. Третьяковская галерея
В панно “Маргарита” из фаустовского цикла массы белых граненых цветов заполняют нижнюю часть полотна, стремясь вверх и создавая типичное для модерна впечатление растущей из цветов фигуры
М. Врубель. Утро. 1897. Стихию растительного мира, садового, Врубель передал в аллегорическом панно “Утро”
Стремление создать сложную картину мира, в котором всё взаимосвязано и одушевлено, а за привычным обликом предметов таится своя особая и напряжённая жизнь, приводит к органическому слиянию в произведениях Врубеля мира человеческих чувств и мира природы
Сирень. 1897
К ночи. 1887
В лучших его работах нет плоскостной орнаментальности и изломанной изысканности модерна, но есть «культ глубокой натуры» . Художник поднял на новую ступень духовное наследство старых мастеров. В его творчестве гениально трансформировался опыт предшествующих культур. Его неповторимая фантазия и мастерство превратили искусство в вечно живой источник познания мира. Он неистово углублялся в тончайшие детали, «планы» , формы, отчего природа представала в его работах фантастически преображенной. Пристальное созерцание постоянно наталкивало Врубеля на фантастические образы, отвечавшие его духовному складу. Отсюда ведет происхождение его «теория камертона» . Исходной точкой, «камертоном» для него была натура, изображенная «вполне реально» . По ней настраивается воображение и художника, и зрителя.
Демон. 1900
Принципы композиционного построения у Врубеля обращены на зрителя, за пределы рамы с использованием крупных планов, наплывов. Композиции Врубеля ближе к театру, а их персонажи ориентированы на запредельное пространство. Реальных границ картины им не хватает, поэтому они постоянно стремятся их раздвинуть.
Герои Врубеля будто хотят вырваться на волю из тесноты обрамления. Пространство картин он мыслит условно, несколькими планами, сближенными между собой. Врубель продолжил художественную традицию античной живописи. Но в его стиле есть примета ему чуждая. В пределах «малой глубины» он передает объем предмета и трактует его рельефно.
В сжатое пространство Врубель помещает тела, которым тесно в мире. Конфликт пространства и мощного объема и создает драматическое напряжение. Его пристрастие к сильно вытянутым формам холстов усиливает ощущение сдавленности пространства. Тематические, композиционные, пространственные, цветовые поиски мастера выражали предельное духовное напряжение. Мир Врубеля мистичен, величав и монументален. Он хранит неразгаданную тайну гения и обретает все новые грани.
Источник: h ttp://
Врубель, помимо своей воли, выступил наиболее ярким и полным представителем модерна, проявив при этом универсализм художников эпохи Возрождения в Европе. Его "Жемчужина", с одной стороны, и "Богатырь", с другой; майолика и книжная графика; его "Демон" на горных высях.. . Как это все разительно отличается от живописи Серова,
Причем модерн в России был более глубоким явлением, чем этот стиль на Западе - сравни с Мухой, Климтом
Кто (кроме Гете) еще написал книгу про Фауста??..
В 1587 в Германии в издании Шписа появилась первая лит-ая обработка легенды о Фаусте. , так наз.
подробнее...