Златоуст сталь
Автор Madeleine задал вопрос в разделе Общество, Политика, СМИ
Что такое златоустовская гравюра на стали? Этапы развития? и получил лучший ответ
Ответ от Виктория[гуру]
Искусство златоустовской художественной гравюры на стали - искусство народное, самобытное, накопившее за свою полуторавековую историю богатые традиции. Многие поколения граверов, рисовальщиков, чеканщиков, клинковых кузнецов и других мастеров постепенно, по крупицам, сложили все то, что мы называем сейчас златоустовской гравюрой на стали.
Для обеспечения потребности русской армии в клинках в начале XIX века на Урале, в Златоусте, было решено построить фабрику холодного оружия. В России в те годы проживало немало замечательных мастеров клинкового дела, имелся значительный опыт изготовления оружия в Москве и Туле.
Но чиновники вопреки мнению отечественных горных инженеров пригласили в Златоуст оружейников из Золингена и Клингенталя для организации производства и обучения русских мастеров оружейному делу.
В 1815 году вместе с иностранными оружейниками в Златоуст приехал известный золингенский мастер по украшению клинков Вильгельм Николай Шаф с тремя сыновьями. В процессе обучения они не посвящали русских во все тонкости своего искусства, стремясь сохранить за собой монопольное положение единственных в Златоусте оружейных художников. Это и был первый этап развития гравюры.
С 1818 года начинается второй, "русский", период украшенного оружия. Иван и Ефим Бушуевы, Иван Бояршинов, братья Тележниковы подняли искусство украшения оружия.
И. Н. Бушуев - основатель русской школы златоустовской гравюры на стали. Он не только постиг секрет немецких мастеров, но и усовершенствовал технику золочения "через огонь", добился более прочного и надежного соединения золота со сталью. Именно он впервые стал украшать оружие многофигурными батальными сценами.
50 - 60 - е годы XIX века можно обозначить как третий этап развития златоустовского художественного оружия. В это время произошли некоторые изменения в характере и манере украшения клинков. На охотничьих ножах и кинжалах появляются картины уральской природы и охоты.
Четвертый этап -70-е годы XIX в. - начало ХХ в. В орнаментальное украшение клинков художники вводят реалистические изображения отечественных цветов, плодов и трав.
В развитии граверного искусства ХХ века можно выделить следующие этапы; 20-е годы, 30 - 40-е годы, 50 - 60-е, 70 - 80-е и 90-е годы.
Характерным для искусства гравюры 20-х годов является сочетание традиционного орнамента с революционной эмблематикой.
В 1929 году прекратилось выполнение заказов на экспорт. С середины 1930 - х годов художественное отделение перешло на выпуск почти одних стальных пластин, имевших выгравированные пейзажи или копии с популярных картин русских художников.
Художники 50-х годов берут за основу структурное построение орнаментальной композиции, и на ее основе создают три вариации орнамента: орнамент типа арабески; орнамент типа арабески с нанизанной на ее конструктивную сетку славянской вязью и орнамент также типа арабески, сочетающий в себе геометричность форм и славянскую вязь.
В 70-80-е годы создаются условия для развития уникальных образцов.
Златоустовская гравюра на стали - один из традиционных промыслов Южного Урала.
На гербе Златоуста изображен ковш для разливки стали и крылатый конь, символизирующий уникальное искусство златоустовской гравюры на стали .
Источник:
извини! даже добавить нечего всё точно
Златоустовская гравюра на стали зародилась в 1816 - 1817 годах.
В начале XIX в. в уральском городе Златоусте было решено создать еще один центр по выпуску холодного оружия, т. к уже имевшиеся не могли полностью удовлетворить потребности армии в нем. Наряду со строевым оружием в Златоусте стали выпускать украшенное оружие. Для этого фабрике нужны были специалисты — оружейники высокого класса. Царское правительство приглашает для работы мастеров из Золингена и Клингенталя — известных оружейных центров Германии того времени. Нельзя недооценивать и переоценивать роль иностранных мастеров в истории развития гравюры. Они сыграли и положительную роль, и отрицательную. Положительным было то, что все-таки мастера из Золингена и Клингенталя были достаточно опытными оружейниками. Среди них были хорошие специалисты по литью стали, ковке и полировке клинков, по выделке ножен, литью эфесов и по художественной отделке оружия. Положительным выступает и то, что иностранные мастера принесли свою культуру, манеру изготовления и украшения клинков, что явилось высочайшим стимулом к самовыражению русских мастеров, созданию собственного, русского стиля, который складывался как противовес немецкой культуре украшения и изготовления клинков, но противовес не антагонистического характера, а как открытия новых граней и возможностей этого вида искусства. И кто знает, засверкало бы так искусство украшения клинков в златоустовской интерпретации, если бы учителями были русские мастера со схожими представлениями и вкусами, рожденными духом России. В первом же случае обе культуры обогатили и оттенили друг друга.
Искусство Златоуста впитало богатейшие традиции русских и западно-европейских оружейников ХVII-XVIII веков, однако скоро уральские граверы создали свой самобытный стиль декорирования оружия.
Златоустовское оружие завоевало известность не только в России, но и далеко за ее пределами. В конце 1830-х годов на фабрике начинают украшать бытовые приборы - различные шкатулки, ларцы, подносы. Во второй половине XIX века ассортимент изделий расширяется - появляются украшенные столовые приборы, ножи для разрезания бумаги, сигаретницы, портсигары, охотничьи ножи и топорики.
Златоустовская гравюра на стали так же, как и каслинское чугунное литье, имеет славное прошлое, глубокие традиции. Искусством златоустовской гравюры владели местные мастера, передавая его из поколения в поколение. Выполняя уникальные вещи, старые опытные граверы умели блеснуть золочением потравленой и вороненой стали, достичь в гравюре тонких переходов.
До 1817 года единственными мастерами по украшению клинков были иностранные мастера Шафы — отец Вильгельм — Николаус и сын Людвиг. Два других сына — Иоганн и Фридрих — специализировались на отделке кожаных ножен. В Златоустовском краеведческом музее хранится несколько сабель и клинков, украшенных Шафами. Их сразу можно отличить от клинков, чуть позднее украшенных русскими мастерами. Наиболее полную оценку творчества Шафов и подробный анализ их произведений можно найти в исследованиях Т. Абольской «Златоустовское художественное оружие ХIХ в. » (1986), М. Глинкина «Златоустовская гравюра на стали» (1976) и во вступительной статье Б. Миллера к каталогу Эрмитажной выставки художественного оружия Златоуста XIX — начала XX века (1990). Все авторы отмечают некоторую сухость произведений Шафов, скованность рисунка и неумение подчинить композицию единому целому. Но, как подчеркивают авторы, работы Шафов были не лишены художественного эффекта, который достигался благодаря умелому сочетанию клинков с формой и украшением рукоятей, оправ и ножен.
LOL
А этот клинок крепкий, и вообще сталь хорошая? -Клинок – кованая закаленная сталь 1060 (твердость 52 - 54 HRC).
\"Роквеллов\" должно быть 58-60.. И сталь эта конструкционная, а не инструментальная.
подробнее...
кто и где изобрели булатную сталь
Первые сведения о булате поступили 2300 лет тому назад от участников знаменитого похода Александра
подробнее...
Вопрос охотникам и специалистам по стали про нож
1. Фирменные штатовские ножи COLUMBIA из высоколегированной стали производит компания Columbia
подробнее...
нож из дамасской стали
Под современныем дамаском обычно понимают многослойную сталь, полученную методом кузнечной сварки.
подробнее...
Чем славится город Златоуст??? И почему его так назвали???
Златоуст был основан в 1754 г. одновременно с железоделательным заводом и назван в честь святого
подробнее...
Почему у города Златоуста на гербе конь крылатый
Златоуст — город крылатого коня
Златоуст — единственный город в мире, получивший имя в
подробнее...
А вот посоветуйте, камрады, мне охотницкий нож . Штоб резал долго и не тупился, хорошая сталь, удобная рукоятка .
Слышал, что в интернете есть такой сайт - ганз. ру. Там есть такой чОткий пацан - Сирожа-ХреноДёр.
подробнее...
скажите пожалуйста, из какой стали самые хорошие ножи, в пределах 4тыс, хочу завтра съездить на ВДНХ на выставку
из дамасской стали бери, не прогадаешь
подробнее...
Когда и в какой стране впервые появился БУЛАТ (булатная сталь)?
Первые сведения о булате поступили 2300 лет тому назад от участников знаменитого похода Александра
подробнее...
Какая сталь лучше для ножей, дамаскиня или булат И почему?
дамаск - тот же булат, но сейчас все ночи идут всего лишь с покрытием дамасским. а в Златоусте
подробнее...
Город, легендарной стали
Дамасск
Дамасская сталь
Металл знаменитых дамасских клинков имел более высокое содержание
подробнее...