Герменевтика представители
Автор Ўлия задал вопрос в разделе Философия
герменевтика Хайдеггера и Гадамера и получил лучший ответ
Ответ от Ўлия[гуру]
Проблема понимания текста и художественного произведения в герменевтических концепциях М. Хайдеггера и Г. Гадамера.
Герменевтика - теория интерпретации, учение о понимании смысла - составляет неотъемлемую часть развернутой философской системы.
Из всех современных философских учений герменевтика имеет, пожалуй, самую долгую предысторию. Ее название происходит от имени бога Гермеса – в древнегреческой мифологии посланника богов и толкователя их воли, доводившего ее до понимания людей. Это значит, что герменевтика с самого начала была связана с идеями интерпретации и понимания. В христианской теологии она выступила как искусство и метод толкования Священного писания. В Новое время герменевтика стала пониматься также как искусство истолкования и критики светских литературных текстов. В Х1Х веке возникает собственно философская герменевтика, представителем которой стали немецкие философы Ф. Шлейермахер и В. Дильтей. Развитие герменевтики в ХХ веке связывают прежде всего с именами М. Хайдеггера, Г. Гадамера, П. Рикёра.
В основе науки интерпретации текста лежит проблема понимания. Под пониманием подразумевается процесс сопереживания интерпретатором мыслей, чувств, намерений другого человека. Проблемность этого понятия связана с тем, что понимание – тип знания, не обладающий самостоятельным значением и не способный ни подтвердить, ни опровергнуть содержание знания. Герменевтика подчеркивает системный характер понимания.
Рассмотрим, как решается проблема понимания в философской герменевтике М. Хайдеггера и Г. Гадамера.
Герменевтические идеи М. Хайдеггера привлекли внимание филологов как альтернативная концепция художественного творчества.
По Хайдеггеру, чтобы понять сущность художественного произведения, нужно направить свой взор не на субъективный творческий акт, а на то бытие, которое раскрылось художнику и позволило себя удержать в произведении, позволило дать себе устойчивый облик. Дом этого бытия – язык, так как язык – лоно всей человеческой культуры. Бытие раскрывает себя в языке посредством художника, который исполняет роль медиума. Художник, поэт прислушивается к бытию, и передает услышанное, создавая для него Слово. Такое Слово лежит в основании всякой культуры, именно поэтому роль поэта в творчестве является важнейшей. Задача интерпретатора состоит в том, чтобы истолковать это Слово, переданное в тексте.
По мнению Хайдеггера само бытие герменевтично, потому что оно доставляет весть, эта весть посредством языка через поэта возвещает судьбу бытия. Поэтому в художественном тексте обнаруживает себя истина бытия. Хайдеггер считает, что истина не только открывает, но и скрывает сущее. Более того, сокрытие и есть начало просветления, просвечивания истины. Это одновременное сокрытие истины и ее явленность демонстрирует произведение искусства. Именно потому произведение можно назвать устойчивым обликом истины, оно не только открывает, но и скрывает. Вот почему художественное произведение никогда не исчерпывается логической интерпретацией. Его невозможно исчерпать рациональными средствами, оно не позволяет, чтобы его содержание можно было рассказать другими словами.
Эта философско-эстетическая концепция Хайдеггера очень близка эстетике русского символизма. Представители советской философии обвиняли Хайдеггера в том, что герменевтика у него из искусства истолкования становится особой системой миросозерцания. То же мы наблюдаем и у теоретика русского младосимволизма А. Белого, считавшего символизм не просто литературной школой, а миропониманием. Также поэт в эстетике символистов считался теургом, посредником между двумя мирами: божественным и земным.
Методологическая проблема понимания текста решается М. Хайдеггером через принцип «герменевтического круга». Так как хайдеггеровское истолкование «герменевтического круга» почти полностью вошло в философию его ученика Г. Гадамера, рассмотрим это понятие ниже.
Г. Гадамер остается в настоящее время наиболее влиятельным представителем герменевтики. Он определяет традиционное самоп
представитель герменевтической традиции в философии?
Дильтей - – немецкий философ и историк культуры. Дильтея, наряду с Ницше, считают родоначальником
подробнее...
В чем смысл ПАНПСИХИЗМА?!
ПАНПСИХИЗМ (от греч. π&ν — все, ψυχή — душа) — представление о
подробнее...
По Библии, кого мы знаем из пророков Израиля?
Перед своей смертью Моисей сказал израильтянам: «Пророка из среды тебя, из братьев твоих, как меня,
подробнее...
когда появилась культурология как наука?
Хотя культура стала предметом познания с момента возникновения философии, оформление культурологии
подробнее...