Гончарное дело история
Автор Друг №1 задал вопрос в разделе Другое
Где зародилось гончарное ремесло? и получил лучший ответ
Ответ от Валера мир яо[гуру]
Стоянка Дольни Вестоници датируется по данным радиокарбонного анализа 27 тыс. лет до н. э. Мощный культурный слой стоянки включает огромное количество костей животных, главным образом мамонта. В Дольних Вестоницах найдена древнейшая в мире керамика (глина, подвергшаяся обжигу) - фигурки, изображающие животных и людей. Найдены также комки обожженной глины и комки приготовленной для лепки глины с отпечатками пальцев и ладоней верхнепалеолитических людей. В одном из жилищ найдены остатки обожженной стенки, которая, как полагает Б. Клима, является частью печи для обжига скульптур из глины.
Но самое главное, что это могло происходить одновременно во многих областях тогдашнего мира . В изделиях каждого народа можно до некоторой степени видеть уровень его промышленного развития. Например, в некоторых племен Внутреней Африки ещё в начале 20-го века изготовляли свои горшки от руки, без правильной формы; суша их на солнце, затем обкладывая их внутри и снаружи соломою и ею до известной степени обжигая.
Жизнь первобытных людей была тесно переплетена с окружавшей их природой. В те же доисторические времена человек заметил, что глинистая земля обладает удивительным свойством. Смоченная водой, она становилась мягкой и податливой, из нее можно вылепить чаши, горшки и многое другое. Далее просто высушенные на солнце, эти изделия были незаменимы в тяжелом быту древних людей, а обожженные на костре, обретали особую прочность
В Ветхом Завете в нескольких местах упоминается о гончарах и их изделиях. Самые древние глиняные сосуды доисторической эпохи выделывались от руки и не имели правильной формы. Позднее встречаются уже сосуды правильной круглой формы, возможной только при употреблении гончарного стола с кругом. Время его изобретения определяют разно, во всяком случае евреи уже знали употребление Гончарного стола, так как о нём говорит Иеремия (18, 3): "вступил в дом гончара, а он работал на кругу" (т. е. на Гончарном столе) . У евреев Гончарное производство было настолько развито, что гончары составляли особый цех.
Из народов Азии китайцы за 2000 л. до н. э. выделывали не только глиняную посуду, но и фарфор, а это уже ясно указывает, что начало Гончарное производства в Китае было гораздо ранее этого времени. Выделка производится на гончарном станке — инструменте очень древнем, так как устройство его было известно египтянам ещё за 1900 л. до н. э. Это стол на 4 ногах, книзу раздвинутых и соединённых перекладинами. В одной из них укреплен чугунный пятник, в котором вращается вертикальный железный четырёхгранный стержень.
Гончарный круг появился не сразу. Сначала долго время гончары формовали свои изделия вручную. Даже сегодня многие известные гончары предпочитают обходиться без механических приспособлений. При раскопках древний поседений в Месопотамии археологи часто находят глиняные сосуды с веревочным узором на внутренней поверхности. Узор этот остался от древнего способа формовки сосуда “на веревочной болванке”. Считается, что гончарный круг впервые появился в древнем Вавилоне в IV тысячелетии до н. э. , а затем распространился в Египет, Индию, Грецию. На европейских землях он стал известен довольно поздно, лишь около 500-х годов до н. э. Первые гончарные круги были ручными. Левой рукой гончар постоянно вращал круг, а правой формировал сосуд. Позже появился ножной круг, который приводился в движение ногами. Именно его и используют современные гончары. Такой круг позволяет изготавливать очень изящные тонкостенные сосуды.
Благодаря керамике и археологам до нас дошел первый алфавит.
Впервые появилось в Древней Греции
История гончарного дела
Многочисленные археологические находки говорят о том, что в XV-XVI вв. в Пскове изготовлялась своеобразная, с характерным рельефом декоративно-строительная керамика с сюжетным изображением птиц, кентавров, барсов, человеческих фигур и т. д. Керамические изделия других русских центров не имеют подобных образов, что свидетельствует об уникальном своеобразии псковского керамического производства.
В XVII-XVIII вв. новые строящиеся каменные здания украшались красивыми изразцовыми печами, что обеспечивало прочное существование псковскому керамическому центру. По мере упадка роли средневекового Пскова городские мастерские ветшают и мельчают, хотя существуют до начала ХХ в. Традиционное керамическое ремесло уходит за пределы города в пригородные деревни Лопатино, Яблонец. Там делали посуду и попутно игрушки для псковского рынка. Практически в каждой большой деревне работали если не несколько мастеров, то хотя бы один. Скульптурные псковские гончарные изделия привлекают сочностью пластики, убедительной основательностью каждого предмета. Посуда либо матовая, либо политая однотонной поливой. Часто керамика расписывалась ангобом с подкраской цветной глазурью, повсеместно встречается черно-лощеная керамика. Разнообразна керамика по применению в быту: объемные корчаги, чугуны, гусятницы, двойнята, водолеи и т. д.
На Псковском заводе экспериментально-художественных изделий, который находится на месте старого гончарного центра, работают великолепные мастера. К сожалению, иногда мастер работает на поточном производстве, а это гончар, который может повторить любую вещь из музейной коллекции. Уместно здесь привести опыт наших соседей в Тарту, где налажено производство целыми сериями копий с музейной коллекции, с соблюдением старой технологии.
Псков был древним гончарным центром, и игрушку в нашем крае делали везде, где были залежи глины и занимались гончарством. Она была попутным, второстепенным делом. Лепили ее и для себя забавы ради, и для продажи, особенно к ярмаркам и праздникам, чаще всего женщины и дети, реже сам мастер-гончар. Специальных игрушечных промыслов, в Псковском крае не было. Псковские глиняные игрушки продержались в народных промыслах до 50-х гг. ХХ в. Персонажи псковских игрушек-свистулек – кони, птицы, бараны, всадники, коровы, мужики и т. д. Изделия либо глазурованы, либо покрыты однотонной зеленой, бесцветной, желтой, коричневой поливами.
Некоторые мифологии принимают за начальную точку отсчета человеческой истории возникновение гончарного ремесла. Возможно, именно это и подразумевалось библейским рассказом о сотворении Богом первого человека Адама из красной глины. Однако антропологи, опираясь на данные археологии, доказывают, что гончарными навыками человек овладел далеко не сразу, только в эпоху неолита, то есть приблизительно девять тысячелетий тому назад. Началось все, как ни странно, с детских игрушек. Именно они относятся к самым древним находкам.
Со временем игра утрачивала связь с младенчеством и приобретала все более серьезный характер. Из глины стали лепить фигурки божеств, оберегов, тотемов и т. д. Появились первые на земле глиняные сосуды, которые больше всего походили на неуклюжие пригоршни окаменевших великанов.
Впрочем, при анализе археологических находок важную роль всегда играли воображение и фантазия. Вполне вероятно, что все происходило совсем не так. Возможно, обитатели древних пещер увидели в следе оленьего копытца на глине скопившуюся после дождя воду, вырезали этот комок и использовали для хранения жидкости. Кстати, благодаря этому почти сказочному свойству глины долго удерживать жидкость наши предки могли прийти к "обоснованному" выводу, что фигурки кумиров и оберегов нужно изготавливать именно из этого чудесного материала. Но такое предположение тоже остается ничем не подтвержденной игрой воображения.
Впрочем, последовательность, в которой развивалось гончарное мастерство, не имеет решающего значения. Важнее понять, насколько огромна и бесценна та роль, которую сыграли керамические изделия в судьбе Человечества. Благодаря глиняной посуде человек смог отказаться от сырой пищи и освоить кулинарное искусство, что способствовало развитию не только его мозга, но и всей цивилизации. Обожженные глиняные кирпичи предоставили людям возможность селиться там, где им было удобнее и безопаснее. Рукотворные дома, безусловно, оказались более комфортабельными жилищами, чем дарованные природой пещеры. Первые записи тоже делались на глиняных дощечках, которые в случае необходимости обжигались для вечного хранения. Список благ, которые приобрело человечество с освоением гончарного искусства, можно было бы продолжать очень долго.
Человек осваивал мир всегда методом проб и ошибок. Не исключение и искусство керамики. Первые гончары мучительно искали необходимые для их целей составы глины, пробовали разные способы обработки массы и методы изготовления разных предметов. Ассортимент изделий расширялся очень медленно. Нам предоставляется возможность усвоить находки и открытия предков, чтобы воспользоваться их опытом и не повторять прежних ошибок. Возможно, что именно вы прославитесь как выдающийся мастер керамики, а может быть, вам удастся только освоить азы гончарного ремесла, но даже в этом случае изделия, созданные вашими руками, могут принести пользу и прибыль.
Учитывая состояние сегодняшнего производства, да впрочем, и всей страны, стоит особое внимание обратить на технологии наших далеких предков. Им не на кого было рассчитывать, они не надеялись на заокеанскую помощь и не дожидались улучшения условий для развития промышленности. Они просто жили и старались доступными им способами обеспечить жизнь своих близких. Разумеется, их технологии не были эффективными с точки зрения сегодняшних гончаров. Но определенного эффекта они вполне успешно добивались. Во всяком случае, ни саблезубые тигры, ни скудость урожаев не помешали им создать великолепные творения, которыми и по сей день любуются люди в музеях.
Что такое изразцовая печь? Когда началась история русских печных изразцов?
При облицовке наружных и внутренних стен зданий, печей и лежанок весьма охотно использовалась
подробнее...
когда люди научились делать изделия из глины ?
Пластичность глины, ее способность после обжига превращаться в прочный и водостойкий материал,
подробнее...
История русского ремесла - лозоплетения?
Искусство плетения из лозы - одно из старейших человеческих ремесел. Лозоплетение старше гончарного
подробнее...
Что такое художественная бронза? История бронзового литья?
История бронзы насчитывает почти 5 тыс. лет. Как минимум последняя треть этого срока -- это история
подробнее...
Где берёт начало история Гжели - бело-синей росписи керамической посуды? Гжель - типично русское ремесло?
В Голландии.
Дельфтский фарфор расписывается в такой же
подробнее...
Где находится город майкоп?
Краснодарский край, милая. .
Древнейшие следы человека в окрестностях современного
подробнее...
что такое ремесло?
Ремесло́ — мелкое ручное производство, основанное на применении ручных орудий труда, личном
подробнее...
Как вы относитесь к даргинцам? ? Какой у них характер??
Даргинцы (самоназвание даргон - даргонти или литературное дарган - дарганти; собирательно, народ -
подробнее...
Баухауз - что за стиль?
Краткая история
Открытая архитектором Вальтером Гропиусом в 1919 г. высшая школа
подробнее...
кто построил первый мост через реку Темзу
Темза, которую называют и "водной историей", и "самой величественной рекой в Европе", украшена
подробнее...
Что за народы жили на территории Беларуси (Белоруссии) до нашей эры?
По предположениям ученых, впервые люди проникли на территорию Беларуси 100-35 тыс. лет назад.
подробнее...
древние и современные картины Китая назовите художников и загрузите сюда их картины пожалуйста
Китайская традиционная живопись уходит своими корнями в эпоху Неолита и гончарного дела. На
подробнее...
Что такое гжель?
Гжель — один из традиционных российских центров производства керамики . Более широкое значение
подробнее...