Автор Павел Мочалов задал вопрос в разделе Религия, Вера
вопросы по иконе троица и получил лучший ответ
Ответ от Pawel[гуру]
Всем известна икона Святой Троицы Андрея Рублева. Рублев взял краски для своей иконы не из сумрачной Византийской палитры, а из окружающей его природы с ее белыми березками, зеленеющей рожью, золотистыми колосьями, яркими васильками. Сколько людей со времен преподобного Андрея застывало в восхищении перед этой иконой! Сколько иконописцев пытались повторить чудный образ! Несомненно, "Троица" Рублева — одно из самых знаменитых и таинственных произведений мировой живописи. Таким, как мы его знаем сейчас, это величайшее произведение мирового искусства предстало взору реставраторов в 1919 году.
Сюжет иконы построен на 18-й главе книги Бытия, где описывается, как Бог в виде трех мужей или ангелов явился праотцу Аврааму и его жене Сарре у мамврийского дуба. Многие христиане (а среди них такие авторитеты, как св. Кирилл Александрийский, св. Амвросий Медиоланский, св. Максим Исповедник) были убеждены, что в этом месте Ветхого Завета говорится о прообразе пресвятой и единосущной Троицы. Однако до Рублева иконописцы изображали только бытовую сцену: три ангела в гостях у Авраама и Сарры сидят за сервированным стадом в тени большого дуба. Никакой речи о Прообразе Троица здесь и быть не могло. А вот преподобный Андрей сумел воплотить на иконе главный догмат христианства!
Так в чем же проявился поразительный гений Рублева? Давайте внимательно посмотрим на икону.
Во-первых, мы заметим, что Рублев убрал фигуры Авраама и Сарры, угощающих дорогих гостей. Богатая сервировка стола сменилась одной-единственной чашей, на которую указывает средний ангел. Большой дуб превратился в маленькое древо. Так икона осталась узнаваемой, но из нее исчезло все сиюминутное, уступив место вечному.
Бог-Отец, Бог-Сын, Бог-Святой Дух. В Православном учении Троица именуется единосущной, нераздельной, живоначальной и святой. Как изобразить Троицу на иконе, не потеряв ни одно из этих понятий? Некоторые иконописцы (после Рублева) писали у среднего ангела крестчатый нимб, как на иконах Спасителя. Но обозначив Бога-Сына, они теряли в другом: пропадала единосущность Троицы. Понимая, что нельзя изображать среднего ангела резко отличным от боковых, другие писали крестчатые нимбы у всех трех, однако это только усугубляло ошибку, ведь подобный нимб совершенно исключается при изображении Бога-Отца и Святого Духа.
Рублев нашел прекрасный выход из положения. Единосущность на его иконе передана тем, что фигуры ангелов написаны совершенно однотипными, и все они наделены равным достоинством. Каждый из ангелов держит в руке жезл — в ознаменование божественной власти. Но вместе с тем ангелы не одинаковы: у них разные позы, разные одеяния. Так, одежды среднего ангела (красный хитон, синий гиматий, нашитая полоса — клав) явно отсылают нас к иконографии Спасителя. Двое из сидящих за столом главою и движением стана обращены к ангелу, написанному слева, в облике которого читается отеческая начальственность. Голова его не наклонена, стан не склонен, а взгляд обращен к другим ангелам. Светло-лиловый цвет одежд свидетельствует о царственном достоинстве. Все это — указания на первое лицо Святой Троицы. Наконец, ангел с правой стороны изображен в верхней одежде дымчато-зеленого цвета. Это ипостась Святого Духа, именуемого животворящим. Незаметными и легкими штрихами великий мастер показывает нам лица Святой Троицы, но при этом нисколько не нарушает догмат о их единосущности.
Не менее гениально передана на иконе и нераздельность. Средний ангел указывает на чашу, стоящую на престоле. Если наклон голов и фигур двух ангелов, направленных в сторону третьего, объединяет их между собой, то жесты рук их направлены к стоящей на белом столе, как на престоле, евхаристической чаше с головой жертвенного животного.. . она стягивает движенья рук. Мы видим, что ангелов три, а чаша одна — это композиционный и смысловой центр иконы. И тут нам открывается, что три ангела Великого Совета находятся в сокровенной беседе, беседе безмолвной, причем содержание ее — участь человеческого рода, ведь
Источник: (икона_Рублёва)
Что говорится в Слове Бога об изготовлении изображений для поклонения?
Исх. 20:4, 5, СП: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель» (курсив наш. — Ред.) . (Заметьте, что запрещалось не только поклоняться изображениям, но даже их делать. )
Лев. 26:1, ПАМ: «Не делайте себе идолов и истуканов, и столпов [«священную колонну» , НМ] не ставьте у себя, и камней с изображениями не кладите в земле вашей, чтобы кланяться пред ними; ибо Я Иегова, Бог ваш» . (Нельзя было устанавливать никаких изображений, чтобы поклоняться им. )
2 Кор. 6:16, СП: «Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы — храм Бога живого» .
1 Иоан. 5:21, СП: «Дети! храните себя от идолов» .
Допустимо ли использовать изображения как помощь в поклонении истинному Богу?
Иоан. 4:23, 24, СП: «Истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» . (Люди, которые стремятся приблизиться к Богу, используя изображения, не поклоняются ему «в духе» , потому что их поклонение зависит от того, что видимо. )
2 Кор. 5:7, СП: «Мы ходим верою, а не ви́дением [«а не тем, что мы видим» , СмП]» .
Ис. 40:18, ПАМ: «Кому вы уподобите Бога? И какой образ поставите в сходство с Ним? »
Деян. 17:29, СП: «Мы, будучи родом Божиим, не должны думать, что Божество подобно золоту, или серебру, или камню, получившему образ от искусства и вымысла человеческого» .
Ис. 42:8, ПАМ: «Я Иегова, сие Мое есть имя, и не отдам славы Моей другому, и похвалы Моей истуканам [«идолам» , СоП, СмП]» .
Нужно ли почитать «святых» , считая их посредниками между Богом и людьми, и использовать их изображения в поклонении?
Деян. 10:25, 26, СП: «Когда Петр входил, Корнилий встретил его и поклонился, пав к ногам его. Петр же поднял его, говоря: встань; я тоже человек» . (Как видно, Петру не понравилось то, что Корнилий поклонился ему. А если так, стал бы он одобрять почитание своих изображений? Смотри также Откровение 19:10.)
Иоан. 14:6, 14, СП: «Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня. Если чего попросите во имя Мое, Я то сделаю» . (Слова Иисуса ясно показывают, что мы можем приблизиться к Отцу только через него и, если мы о чем-то просим Бога, мы должны делать это во имя Иисуса. )
1 Тим. 2:5, СП: «Един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус» . (Из этих слов следует, что никто, кроме Христа, не может быть посредником между Богом и христианским собранием. )
Если верующие поклоняются тому, кто представлен на изображении, а не самому изображению, тогда почему одни изображения почитаются больше других?
Отношение верующих к изображениям играет решающую роль. Почему? Потому что обычное изображение, если придавать ему слишком большое значение, можно превратить в идола.
Можно ли сказать, что разные изображения одной и той же личности одинаково ценны в глазах верующих? Если нет, то получается, что верующие придают большее значение самому изображению, а не тому, кто на нем представлен. Почему верующие совершают паломничества к святым местам? Разве не потому, что некоторые изображения считаются «чудотворными» ? Вот что, например, писал каноник Ив Делапорт об изображениях Девы Марии в кафедральном соборе французского города Шартр: «Не все эти изображения — скульптуры, картины, витражи — одинаково известны. [...] Только три из них являются предметами особого религиозного почитания: Мадонна крипты, Мадонна колонны и Мадонна „Белль Веррьер“» (Delaporte Y. Les Trois Notre-Dame de la Cathdrale de Chartres). Если бы верующие поклонялись не изображению, а тому, кто изображен, то им было бы все равно, какое изображение чтить, не так ли?
Ответы ищи здесь -
В Санкт-Петербурге есть церковь Пресвятой Троицы XIII века, известная как "Кулич и пасха". Почему она так называется?
В Санкт-Петербурге есть Церковь Пресвятой Троицы XVIII века, известная как «Кулич и пасха» , так
подробнее...
Помогите раскрыть символику художественного языка в иконе А.Рублева "Троица"
Икона "Троица", которую создал Андрей Рублев, несмотря на свою внешнюю простоту, окажется
подробнее...
Православные, с каких пор иконы с Богом-отцом стали неканоничными?
В жизни есть вообще много что. Но религия - это не проходной двор.
Сам смысл иконы - это
подробнее...
почему на некоторых крестах православных церквей присутствует полумесяц (см. фото)
Прежде всего, нужно иметь в виду, что полумесяц на православном кресте не имеет никакого отношения
подробнее...
Что обозначает ПОЛУМЕСЯЦ на ПРАВОСЛАВНОМ КРЕСТЕ???
полумесяц на православном кресте не имеет никакого отношения ни к мусульманской религии, ни к
подробнее...
Зачем православному кресту полумесяц (цата) ? Это пришло из лунного культа, или откуда?
Прежде всего, нужно иметь в виду, что полумесяц на православном кресте не имеет никакого отношения
подробнее...
что значит крест с серпом на куполе православного храма?
Прежде всего, нужно иметь в виду, что полумесяц на православном кресте не имеет никакого отношения
подробнее...
Изображения Бога-Отца в православии
Бог совершенно неизобразим в Своем существе, непостижим в Своей сущности и непознаваем. Как бы одет
подробнее...
Цаты (пекторали) носили скифские цари... что это такое?
Существовало украшение, металлический обруч (из бронзы, железа, серебра или золота) , носившийся на
подробнее...
Что означает месяц под крестом на храме?
Крест - символ власти, месяц - ЛунаИсточник:
подробнее...
Про православные кресты вопрос
Не все знаю. Навеху надпись на табличке Иисус Назаретянин Царь Иудейский. Внизу перекладина для
подробнее...
Что такое митра и каково её значение? Что носят некоторые из священников по подобию митры?
В восточных Церквах митру носят архиереи, архимандриты, а также священники, которым право ношения
подробнее...
Какие существовали приемы сложения пальцев при крещении, каково их значение, когда происходила смена видов?
Первоначальной формой сложения пальцев руки для крестного знaмения было единоперстие (крестились
подробнее...
Сколько значений у слова "нимб" ? Какие ?
Нимб (от лат. nimbus — облако, туча) — условное обозначение сияния вокруг головы в изображении
подробнее...