Как отливали колокола на руси
Автор Альмутасим задал вопрос в разделе Города и Страны
Где и когда был отлит первый на Руси КОЛОКОЛ? и получил лучший ответ
Ответ от Ђ@нюшка[гуру]
.
Первое применение колоколов при христианском богослужении, церковное предание относит к свт. Павлину, епископу Ноланскому (353-431). В сонном видении он видел ангела с колокольчиками, издававшими дивные звуки. Полевые цветы колокольчики подсказали свт. Павлину форму колоколов, которые и были употреблены при богослужении.
Первое летописное упоминание о колоколах на Руси, относится к 988 г. В Киеве были колокола при Успенской (Десятинной) и Ирининской церквях. В Новгороде колокола упоминаются при храме св. Софии в самом начале XI в. В 1106 г. прп. Антоний Римлянин, прибыв в Новгород, слышал в нем "великий звон". Также упоминаются колокола в храмах Полоцка, Новгород-Северского и Владимира на Клязьме в конце XII в.
Во время раскопок фундаментов Десятинной церкви (1824), которые возглавлял митрополит Киевский Евгений (Болховитников) , было обнаружено два колокола. Один из них коринфской меди, более сохранившийся (весом 2 пуда 10 фунтов, высотой 9 вершков.) , именно он считается древнейшим русским колоколом.
О русских мастерах колокольного дела впервые упоминается в летописи под 1194 г. В Суздале "а то чудо подобно молитвою и верою епископа Иоанна, не исца мастеров от немец, но налице мастеры от клеврет св. Богородицы и своих, иных олову льяти… " В начале XII в. русские мастера имели свои литейные мастерские в Киеве. Древнейшие русские колокола лились небольшими, совершенно гладкими и не имели надписей.
После нашествия татаро-монголов (1240) колокольное дело в Древней Руси угасло.
Замечательным событием в 1530 г. было литье колокола по повелению новгородского архиепископа свт. Макария весом в 250 пудов. Таких размеров колокола были большой редкостью, и летописец отмечает это событие огромной важности "такого николиже не бывало". В это время уже встречаются надписи на колоколах на славянском, латинском, голландском, старо немецком языках. Иногда надписи можно было прочитать только с помощью специального "ключа". В это же время появился и особый чин освящения колоколов.
Угличский "ссыльный колокол". XV - XVI вв.
Эпохой в истории колокольного дела в России, стала вторая половина XV в. , когда в Москву прибыл инженер и строитель Аристотель Фиорованти. Он устроил пушечный двор, где лили пушки и колокола. Также литейным делом в это время занимались венецианцы Павел Дебоше и мастера Петр и Яков. В начале XVI в. уже русские мастера с успехом продолжали начатое дело, превзошедшее во многом, по части литья колоколов, своих учителей. В это время формируется особый тип русских колоколов, система креплений, особая форма и состав колокольной меди.
При царе Иване Грозном и его сыне Феодоре, колокольное дело в Москве быстро развивалось. Было отлито много колоколов не только для Москвы, но и для других городов. Мастером Немчиновым был отлит колокол "Благовестник" весом в 1000 пудов. Другие известные мастера этого времени, славившиеся тщательной и художественной отделкой колоколов: Игнатий 1542 г. , Богдан 1565 г. , Андрей Чохов 1577 г. и другие. В это время в Москве при церквях насчитывалось до 5000 колоколов.
Смутное время начала XVII в. остановило на некоторое время литейное дело, но со времени патриарха Филарета (Романова) это искусство опять возродилось. Искусство изготовления колоколов развивалось и крепло, постепенно достигнув таких размеров, какого не знала Западная Европа. С этого времени для литья колоколов уже не приглашали иностранных мастеров.
Первые колокола появились в России на Руси в Х веке. Но наибольшего совершенства мастерство литейщиков достигло к началу ХIV века.
При Иване Грозном осваивается литье чугунных колоколов. К концу ХIV века в Москве насчитывалось не меньше 5000 колоколов.
Первым из колокольных дел мастеров в летописях упоминается московский мастер Борис (1342 г. ) К ХVI веку мастерство русских литейщиков достигло такого уровня, что они смогли приступить к отливке колоколов - гигантов.
Московский мастер Николай Немчинов отливает в 1532-1533 г. г два колокола, один весом 500, а другой 1000 пудов.
Первое упоминание о колоколах на Руси можно найти в Новгородской летописи за 1066 г. Известный русский историк М. И. Пыляев писал, что «...колокола эти, вероятно, были другого устройства и едва ли сохранились до нас» .
Вероятно, колокола попали на Русь с Запада. Первое упоминание о них содержится в 3-й Новгородской летописи и датируется 1066 г. : "Приде Всеслав и взя Новгород, и колоколы съимыя Софие и паникадил съима". До наших дней дошли два древнерусских колокола домонгольского периода, еще от 39 сохранились фрагменты. Диаметр в нижнем основании колеблется от 30 до 60 см. Сплав, из которого они изготавливались, содержал от 20 до 24% олова, а форма напоминала западноевропейские образцы того времени.
Первые христианские колокола появились на Западе в конце IV – начале V веков. По одной из легенд, родиной христианских колоколов является христианский город Нола в провинции Кампань. В предании говорится, что, однажды, возвращаясь домой, св. Павлин Милостивый прилег отдохнуть на поле, поросшем колокольчиками. Во сне он увидел, как с неба сходят ангелы и раскачивают колокольчики, издающие серебристые звуки. Вернувшись, св. Павлин приказал отлить большую копию полевого цветка. У нас, в России, колокола стали применяться не сразу, примерно с XVI века. Как западное веяние они долго не приживались.
«У них (славян) есть множество городов, так же как и церквей, в которых они вешают колокола…» , -сообщает о наших предках живший в конце X века известный арабский историк имам Абуль Хасан Аль-Масуди. Вместе с пришедшим на Русь православием «звонение» очень быстро и навсегда занимает подобающее место в культурной жизни наших предков. В "Слове о полку Игореве" (1185-1187 г. г. ) мы читаем: «Для него в Полоцке позвонили к заутрене рано у Святой Софии в колокола, а он в Киеве звон тот слышал» . В житиях самых первых русских святых постоянно упоминается «звон велик, разносящийся над городом» .
Колокола на Руси почитают издревле и искренне. В Великом Новгороде первые колокола появились в 1051-ом году, когда был построен Софийский собор.
ах тады еще на Руси отливали
В XV веке после татаро-монгольского нашествия началось возрождение литейного дела на Руси, сначала в северо-восточной части государства, затем, к концу века, первенство в этой области перешло к Москве, где был открыт "Пушечный двор", и где лили и пушки, и колокола. Учителями русских мастеров были немцы и итальянцы. Надо сказать, что русские литейщики оказались хорошими учениками и скоро превзошли учителей. На Руси сложился способ звона, отличный от западноевропейского - "языковый", когда раскачивают не весь колокол, а только его язык. Это позволило отливать колокола большого веса и звонить в них без боязни разрушить колокольню. В 1532 году был отлит 500-пудовый (8 т) колокол, а в 1533 - первый на Руси "тысячник", то есть тысячепудовый колокол (больше 16 т).
Царь-колокол
1735г. , Москва, Россия
XVII век стал временем расцвета колокололитейного дела в Русском государстве. В 1599 или 1600 году был отлит 2450-пудовый (около 40 т) "прадед" ныне существующего кремлевского Царя-колокола ("прадед" разбился при пожаре до 1652 г.) , в 1603 году отлили "Полиелейный" колокол для Троице-Сергиевой Лавры весом около 1850 пудов (около 30 т) (погиб в 1930 г.) , в 1622 году - "Реут" весом по одним источникам - около 1200 пудов (около 20 т) , по другим - около 2000 пудов (около 32 т) (он и сейчас звонит в Московском Кремле). В 1652 году из осколков колокола 1600 года с добавлением новой бронзы отлили 8000-пудового следующего "Царя" (более 130 т) , который был разбит через год и перелит в 1655 году в новый, еще более тяжелый колокол весом уже в 10000 пудов (более 160 т !) (погиб при пожаре в 1701 г.). Колокола же весом 200-300 пудов (3-5 т) были обычным явлением. О размахе литейного дела на Руси можно судить и по списку русских литейщиков XV-XVII веков, составленному профессором Н. Н. Рубцовым, в котором приведено 505 имен! Конечно, не все из них лили колокола, но многие. Самые известные из них: Андрей Чохов, Емельян Данилов, Александр Григорьев, династия Моториных. Именно продолжатель моторинской династии Михаил в 1735 году в Москве отлил 200-тонный Царь-колокол, так никем до сих пор и не превзойденный по весу. К сожалению, в 1737 году колокол, находившийся тогда еще в литейной яме, жестоко пострадал во время большого пожара: от него откололся большой кусок, поэтому колокол никогда не звонил. (Сейчас Царь-колокол находится в Московском Кремле и служит памятником высокому искусству русских литейщиков. )
На Руси о колоколах впервые упоминается в летописях 988 года, что дает основание предполагать, что сами колокола появились еще раньше. Но наряду с колоколами, здесь еще долгое время употреблялись била и клепала. Как ни странно, Россия заимствовала колокола вовсе не из Греции, откуда приняла Православие, а из Западной Европы. В XV веке В России появились собственные заводы по отливке колоколов. А органичное включение звонов в христианский православный обряд стало решающим фактором их распространения и развития. И к XVI веку колокола уже звучали по всей стране. Русские мастера изобрели новый способ звона - языковый (когда раскачивается язык колокола, а не сам колокол, как было в Западной Европе) , это позволило отливать колокола очень больших размеров.О русских мастерах колокольного дела впервые упоминается в летописи под 1194 г. В Суздале "а то чудо подобно молитвою и верою епископа Иоанна, не исца мастеров от немец, но налице мастеры от клеврет св. Богородицы и своих, иных олову льяти… " В начале XII в. русские мастера имели свои литейные мастерские в Киеве. Древнейшие русские колокола лились небольшими, совершенно гладкими и не имели надписей.После нашествия татаро-монголов (1240) колокольное дело в Древней Руси угасло.В XIV в. литейное дело возобновляется в Cеверо-восточной Руси. Центром литейного дела становится Москва. Особую славу в это время стяжал "россиянин Борис", отливший много колоколов для соборных храмов. [9] Размеры колоколов в это время были невелики и по весу не превышали несколько пудов.Замечательным событием в 1530 г. было литье колокола по повелению новгородского архиепископа свт. Макария весом в 250 пудов. Таких размеров колокола были большой редкостью, и летописец отмечает это событие огромной важности "такого николиже не бывало". В это время уже встречаются надписи на колоколах на славянском, латинском, голландском, старо немецком языках. Иногда надписи можно было прочитать только с помощью специального "ключа". В это же время появился и особый чин освящения колоколов.
Известно, что колокола в Европе вошли в употребление с II века, в Византии – с IX века. В нашей стране их появление достаточно точно можно датировать Х-м столетием – временем крещения Руси. Об этом свидетельствуют археологические раскопки, произведенные на месте Десятиной церкви в Киеве. Там были обнаружены фрагменты двух небольших колоколов. Археологи находили осколки колокольной бронзы во многих других городах домонгольской Руси.
Когда и где появились самые первые колокола? Какие существуют предания по этому поводу?
Слышишь, сани мчатся в ряд,
Мчатся в ряд!
Колокольчики звенят,
Серебристым легким
подробнее...
Почему в Москве сначала использовали колокола других городов?
Впервые колокола появились не в Византии, а в Западной Европе. Сохранилось предание, где
подробнее...
Помогите пожалуст... расскажите как правил Петр 1? какие события были, что да как, вопщем эпоха Петра 1
Пётр пришёл к власти когда казана была пуста. Его сестра Софья (прототип современной украинки Юли
подробнее...
А кто придумал Колокола??? И из какой страны они родом??
Изобретение колоколов относят к 411 году и приписывают епископу Ноланскому. По преданию, увидев во
подробнее...
Кто, из русских мастеров литейного дела, отлил Царь-колокол? Чем прославился еще этот мастер?
С восточной стороны колокольни Ивана Великого на каменном постаменте установлен Царь-колокол,
подробнее...
Какие жизненные события связаны со звучанием колоколов?
В Россию колокола были привезены из Византии и появились вскоре после принятия христианства.
подробнее...
Как должен выглядеть крестик для крещения?
Есть православные и католические крестики. Вам необходим православный, если креститесь в
подробнее...
Можно ли носить не освещенный крестик?
Если как украшение -- носите ...А так всё же лучше освятить .
Крест - величайшая христианская
подробнее...
Где и когда впервые начали носить нательные Крестики?
В христианстве крест всегда был и останется символом победы над смертью, напоминанием о любви Бога
подробнее...
если я крещенный, мне обязательно надо носить крестик.. . поясните, кто может, почему...
Крестик нательный -для христианина святыня .Осознанное ношение нательного крестика является
подробнее...