клезмер это



Клезмер

Автор A-stra задал вопрос в разделе Музыка

Что такое клезмер? и получил лучший ответ

Ответ от ~ АкваМаринка ~[гуру]
клезмер это
Клезмеры (из идиш כּלי-זמר‎ клезмер от כּלי [кэйлэ] инструмент и זמירה [змирэ] песня) – еврейские музыканты из Восточной Европы, игравшие на свадьбах и на других торжествах.
Искусство музыкантов-инструменталистов - клезмеров - стало своеобразной ветвью фольклора средне- и восточноевропейского, ашкеназского, еврейства и вошло в историю как вид светского (в отличие от хасидского) творчества.
Клезмеры играли чаще всего в бродячих ансамблях ("капеллах") из трех-пяти исполнителей на свадьбах, бар-мицвах, балах, праздничных гуляньях, ярмарках. Ведущий инструмент (скрипку, реже - какой-либо иной) в различных сочетаниях дополняли цимбалы, контрабас, кларнет, труба, флейта, барабан с тарелками. По некоторым сведениям клезмерами впервые стали называть в XIV - XV веках в еврейских общинах Германии и соседних стран. Известно, что в Польше XVI века клезмеров не принимали в цехи музыкантов-христиан, а в XVII веке клезмеры Праги образовали свою гильдию: они сопровождали торжества (вне синагоги) в дни Симхат-Тора и Пурим, а также шествия несущих новый свиток Торы в синагогу. Привлечение клезмеров к участию в придворных церемониалах (Прага, 1678, 1716, 1741; Франкфурт-на-Майне, 1716) вызывало враждебность музыкантов-христиан, и пражские клезмеры, например, еще в 1651 году были вынуждены добиваться у властей подтверждения привилегий, данных им в 1640 году.
В различных сохранившихся нотных записях клезмерских танцевальных мелодий XVI-XVIII веков наряду с явным влиянием музыки барокко имеются музыкальные обороты (идиомы) , характерные для еврейских напевов. По мере сближения быта евреев с бытом окружающих их народов в Западной и Центральной Европе центр творчества клезмеров перемещается в Восточную Европу. Искусство клезмеров наиболее ярко проявилось на Украине, в Польше, Литве, Галиции, Бессарабии в конце XVIII - первой половине ХХ веков.
Подобно другим видам еврейского музыкального творчества, творчество клезмеров испытало влияние фольклора (а порой и профессионального искусства) народов, живших по соседству с евреями, - немцев, украинцев, поляков, румын (мелодические обороты румынской народной музыки особенно характерны для клезмерского искусства) и т. д. , создавая своеобразное и самобытное искусство. Исполнительская практика и условия деятельности клезмеров определили жанры и формы, а также стиль и манеру музицирования. Выкристаллизовались жанры, соответствующие различным торжественным событиям, в частности, этапам церемоний помолвки и бракосочетания: "Гас-нигн" ("Уличный напев"), "Зайт гезунт" (буквально "Будьте здоровы") и "Добранич" (с украинского "Доброй ночи") - при встрече и проводах гостей; "Мазл-тов" ("Счастья вам") - после помолвки (тнаим - сговор) , а также после хуппы; перед хуппой - "Базецн ди кале" ("Усаживание невесты"); во время свадебной трапезы - "Тиш-нигн" ("Застольный напев"), "Мехутоним-танц" ("Танец сватов"), "Бройгез-танц" ("Танец обиды") и "Шолем-танц" ("Танец примирения"), отражавшие возможные взаимоотношения породнившихся семей. Среди других свадебных танцев - "Шер" ("Ножницы"), "Бейгеле" ("Бублик"), "Фрейлехс" ("Веселое"), "Хосид" ("Хасид") и другие. Особые мелодии, обычно исполнявшиеся солистом-скрипачом или кларнетистом, предназначались на случай, если невеста или жених были сиротами. Различным был также репертуар для богатых, среднего достатка и бедных свадеб и других торжеств.
Сегодня клезмер – это респектабельный и бурно развивающийся музыкальный жанр, стремительно завоевывающий популярность как среди евреев, так и среди остальной публики. Клезмеры прочно вошли в мэйнстрим музыкальной культуры.
Источник: ссылка ссылка

Ответ от Templiers[гуру]
традиционная нелитургическая музыка восточноевропейских евреев. Первоначально клезмерская музыка предназначалась для исполнения на свадебных торжествах, отчего структурно соответствует традиционному обряду бракосочетания.

Ответ от Валентина[гуру]
Кле́змер (из идиш קלעזמער‎ кле (й) змер, сложносоставное слово из двух корней, восходящих к ивр. כּלי‎ [клей] инструменты и זמר [земер] напев [1]) — традиционная нелитургическая музыка восточноевропейских евреев и особенный стиль её исполнения. Исполнители музыки в этом стиле — кле́змеры (идиш קלעזמער‎ — ед. ч. кле (й) змэр, мн. ч. клезмо́рим/кле́змерс/кле́змер) .
Первоначально клезмерская музыка предназначалась для исполнения на свадебных торжествах, отчего структурно соответствует традиционному обряду бракосочетания. В письменном виде слово «клезмер» в современном значении впервые зафиксировано в манускрипте XVI в. ; термин «клезмерская музыка» (идиш קלעזמערישע מוזיק‎ кле́змерише музи́к) был введён в обиход советским музыковедом Мойше (Моисеем Яковлевичем) Береговским (1892—1961) в 1938 году.

Ответ от Ѓженок[гуру]
Клезмеры – народные еврейские исполнители, которые в XVIII – XIX вв. играли на свадьбах в восточноевропейских местечках. Со временем клезмерская музыка выросла в отдельный жанр.
На иврите «кле-земер» буквально значит сосуд или инструмент мелодии. С идиша «клезмер» переводится как «музыкант», но одновременно это слово означает музыкальный стиль, манеру игры. Сегодня так принято называть фольклорную инструментальную музыку восточно-европейского еврейства и тот стиль, в котором традиционно эта музыка играется. Типичный инструментальный состав клезмерской капеллы — скрипка, кларнет, контрабас, возможны другие духовые и ударные инструменты. В современных клезмерских группах часто присутствуют клавишные, аккордеон, есть и вокал.
Клезмерская музыка формировалась в XVIII — XIX века под сильным влиянием румынской, венгерской, украинской, цыганской, балканской народной музыки. Не случайно основные жанры клезмерской музыки (дойна, хора, булгар, хонга, коломейка) имеют свои аналоги в музыке тех народов, на территории которых жили евреи. Собственно еврейский интонационный элемент в этой музыке выражается прежде всего в специфической орнаментации, восходящей к более древнему еврейскому мелосу. В древней еврейской традиции было мало музыкальных инструментов. В основном там было пение. Еврейская скрипка, кларнет заимствуют некоторые приёмы непосредственно из пения, вокала.
Есть и другие, чисто мелодические особенности, связанные с употреблением определенной разновидности фригийского лада, на идише — «фрейгиш». По всей совокупности этих приёмов можно отличить еврейскую дойну или хору, скажем, от румынской и т.д. В репертуар еврейских музыкантов могут входить хасидские напевы, «нигуним» — часто бессловесные или на слова псалмов и других сакральных текстов. Отдельно нужно сказать о театральной и эстрадной еврейской песне, которая имеет скорее западноевропейские корни: кабаре, шансон. В некоторых еврейских куплетах внимательное ухо может расслышать какую-нибудь мелодию из, скажем, «Трехгрошовой оперы». Надо только слушать ушами, а не застывшими культурными ассоциациями
Музыка европейского еврейства изначально очень интернациональна. Свой первый расцвет она получила в Америке начала века.
Песни из репертуара Аарона Лебедева, Молли Пикон и других звёзд еврейской эстрады стали интернациональными хитами. Одна из таких песен — «Ба мир бисту шейн». Как известно, она была многократно переведена на русский язык.
http://www.klezmer.com.ua/news1/news18.php
Потом был некоторый упадок этой культуры. Он связан со многими факторами: прежде всего, конечно, с Катастрофой, а также с процессами ассимиляции и, не в последнюю очередь, с появлением государства Израиль. Там сформировался особый менталитет, новая культурная идентификация. Для первых поколений репатриантов музыка клезмер и язык идиш ассоциировались с поражением еврейства, с эпохой рабства и слабости. На смену им пришел другой язык и другая музыка. Но, к счастью, эта эпоха проходит.
В последние десятилетия в западную музыку пришла «новая клезмерская волна», связанная с интеллектуальным, пост-авангардным направлением в джазе. Под влиянием Фрэнка Лондона, Энтони Коулмена и других выдающихся джазовых музыкантов клезмером в восьмидесятые годы заинтересовался Джон Зорн, впоследствии создавший лейбл «Tzadik» и серию ‘Radical Jewish Culture. Одним из центров для современных музыкантов, экспериментирующих в области клезмера, долгое время был нью-йоркский клуб ‘Knitting Factory, теперь этот центр передвинулся в клуб ‘Tonic. Отчасти интерес к этой волне связан с более общим интересом к восточноевропейской и балканской музыке, с синдромом Бреговича и Кустурицы, так сказать. Но есть и непосредственный интерес к культуре еврейской диаспоры — сопоставимый, например, с хорошо известной модой на каббалистику. В самом широком смысле, это интерес к духовному опыту европейского еврейства, к диалогу с этой традицией.
Многие из музыкантов «новой клезмерской волны» — частые гости в России.

Ответ от 3 ответа[гуру]
Привет! Вот подборка тем с похожими вопросами и ответами на Ваш вопрос: Что такое клезмер?
Клезмер на Википедии
Посмотрите статью на википедии про Клезмер
 

Ответить на вопрос:

Имя*

E-mail:*

Текст ответа:*
Проверочный код(введите 22):*