Автор Kholnazar Aslamov задал вопрос в разделе Школы
как сделать лингвистический анализ? и получил лучший ответ
Ответ от Павел Мелёхин[эксперт]
Лингвистический анализ текста как искусство постижения многогранности слова и
проникновения в духовный мир произведения
Изучение литературы нельзя считать процессом, направленным только на получение специфических знаний, воспитание души и расширение читательского кругозора, – это, прежде всего, проникновение в глубины и восхождение к высотам Языка – “одного из самых великих творений человечества”. По мнению Л. Новикова, язык – “важнейшее средство общения, тонкий и гибкий инструмент, с помощью которого формируется и выражается человеческая мысль”.
Лингвистический анализ художественного текста – это фундамент его литературоведческого и стилистического изучения, а также главная составляющая школьного курса литературы. Для раскрытия идейного содержания произведения, его художественных особенностей, правильного восприятия произведения как единого целого, не только доставляющего эстетическое удовольствие, но и воспитывающего чувства, развивающего образное и логическое мышление, языковую компетентность, школьники должны получить навыки детального, глубокого анализа текста.
Главная цель лингвистического анализа художественного текста [ЛАХТа] – раскрыть то, что невозможно увидеть с первого взгляда и осознать при обычном, поверхностном восприятии, постичь глубину мыслей и чувств автора, так как “речь была дана человеку, чтобы скрывать свои мысли” (Талейран) .
Предмет ЛАХТа – это языковой материал текста. По мнению Шанского Н. М. , ЛАХТ включает в себя, прежде всего, определение лингвистической сущности устаревших слов и оборотов, непонятных фактов поэтической символики, устаревших и окказиональных перифраз, незнакомых современному человеку диалектизмов, профессионализмов, арготизмов и терминов; индивидуально-авторских новообразований в сфере семантики, словообразования и сочетаемости; устаревших или ненормативных фактов в области фонетики, морфологии, синтаксиса. Следовательно, именно осознание и характеристика названных явлений в произведении составляют содержание лингвистического анализа художественного произведения.
Одним из важнейших направлений лингвистического анализа является выявление и объяснение использованных в художественном тексте языковых фактов во всех их значениях и вариантах употребления, так как они напрямую связаны с пониманием содержания и идейно-художественного своеобразия литературного произведения. Для учащихся, особенно 8-9-х классов, этот процесс достаточно сложен, поскольку они не обладают еще необходимым уровнем анализа и синтеза, имеют минимальный жизненный опыт, у них отсутствуют прочные навыки медленного чтения – первой ступени лингвистического анализа. Поэтому, на мой взгляд, задача учителя русского языка и литературы заключается в следующем:
* объяснить своим воспитанникам, что исследование художественного текста представляет собою научный поиск;
* привить им интерес к этому виду работы и сформировать навыки чтения художественного произведения под лингвистическим “микроскопом”;
* в процессе совместной и индивидуальной работы с произведением научить детей думать, наблюдать и пробовать анализировать самостоятельно, при этом не фотографически точно определять тот или иной троп, фигуру, художественную деталь, а увидеть скрытые элементы авторской оценки, обнаружить миропонимание автора, строй его мыслей и чувств
что такое лингвистический анализ текста?
Лингвистический анализ текста представляет собой одну из сложнейших методических задач: всем
подробнее...
как делать лингвистический анализ текста?
Основная задача лингвистического анализа – выявление общей художественной идеи текста, то есть того
подробнее...
Помогите пожалуйста сделать лингвистический анализ романа Т. Фонтане "Эффи Брист" Может у кого то уже есть лингвистиче
Лингвистический анализ по роману Теодора Фонтане "Эффи Брист" нужно делать по предложенному плану,
подробнее...
Лингвистический анализ текста
Текст – один из сложнейших объектов лингвистического исследования. К признакам, присущим всем
подробнее...
Подскажите, пожайлуйста, как сделать лингвистический анализ стихотворения А
ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН лингвистического анализа стихотворного текста
1. Внимательно и с выражением
подробнее...
что такое стилистический анализ текста?
План стилистического анализа текста
I. Экстралингвистический анализ текста.
1. Автор и
подробнее...
что такое лингвистический азбор слова?
Лингвистический анализ слова, в зависимости от глубины поставленной задачи, может включать в себя
подробнее...
что такое лингвостилистический анализ текста
Основная задача лингвистического анализа – выявление общей художественной идеи текста, то есть того
подробнее...
как сделать лингво-стилистический анализ текста? лучше на примере...
Основная задача лингвистического анализа – выявление общей художественной идеи текста, то есть того
подробнее...
что такое анализ слова?
4 Морфемный анализ слов
Морфемный состав слова – совокупность морфем, входящих в состав
подробнее...
анализ стиха н. заболоцкого сентябрь
Анализ поэтических произведений вызывает в школе серьезные трудности. Поэтический образ ёмок,
подробнее...
анализ языка стихотворения Э. Багрицкого "О Пушкине"
БИБЛИОТЕЧКА УЧИТЕЛЯ
Александр ФИНКЕЛЬ
Опыт лингвистического анализа
подробнее...
Стилистический анализ художественного ( и не только) текста
План стилистического анализа текста
I.Экстралингвистический анализ текста.
1.Автор
подробнее...
Срочно! Полный анализ стихотворения "Дума"Лермонтова по плану. план см. в пояснение
Анализ стихотворения Лермонтова "Дума"
Стихотворение "Дума" было написано за два года до
подробнее...
звуко-буквенный анализ слова НОЧЬЮ
ноч'йу - 2 слога, 5 букв и 5 звуков
н - н - согласный, звонкий, твердый
о - о - гласный,
подробнее...