Обворожила
Автор Ђатьяна задал вопрос в разделе Другое
история слова обворожить и получил лучший ответ
Ответ от удален[гуру]
ОБВОРАЖИВАТЬ - или обворожать, обворожить кого, околдовывать, очаровывать; обаять, оволхвовать, окудесить, обойти, озевать, ошептать, заговорить; обморочить, наслать мороку, мару, ману; ПЛЕНЯТЬ, восхищать, заставить одобрять что безусловно. -ся, быть обвораживаему; завораживаться, малоупотреб. обвораживанье ср. длит. обвороженье окончат. обворожка ж. об. действие по глаголу. обворожитель м. обворожительница ж. кто обвораживает, очарователь. обворожительный, очаровательный, восхитительный.
Толковый словарь Даля
Источник:
Ответ от Оливус 465Т[гуру]
Обворожительный, обаятельный, очаровательный. [В истории формирования синонимического ряда: обаятельный, обворожительный, очаровательный] любопытны закономерные семантические изменения, шедшие параллельно в узкой серии нескольких групп слов.
В ряду синонимов, связанных с первоначальным конкретным представлением о колдовстве, чарах, обаянии, раньше всего переносные значения определялись у глагола очаровать. Его древнейшее значение: `чарами околдовать, обворожить, обаять' (cл. АР 1822, ч. 4). Это слово было свойственно старославянскому языку (ср. в Синайском Патерике XI в. : «Бъ очарованъ корабль» ) (Срезневский, с. 740). В русской литературной речи XVIII в. у этого глагола и сложившегося вокруг него гнезда слов развивается отвлеченное переносное значение: `пленить, обольстить'. Так, уже в «Словаре Академии Российской» в слове очаровательный различаются два значения: «1) Чародейственный. Очаровательные нашептывания, 2) Прелестный. Очаровательные красоты» (сл. АР 1822, ч. 4, с. 739—740). Уже к началу XIX в. прямые буквальные реальные значения слов очаровать, очаровательный, указывающие на магию, колдовство, утрачиваются.
Слово обворожительный возникает в русском литературном языке конца XVIII — начала XIX в. Оно представляет по своему морфологическому строю сращение народной разговорной основы и книжного суффикса -тельный. Словари Академии Российской еще не знают этого слова.
Однако здесь уже отмечены отвлеченные переносные значения глагола обвораживать — обворожить — прельстить — очаровать и произведенных от него обворожение (`очарование') и обвороженный (`очарованный, обмороченный').
Слово обаятельный еще не значится в словарях Академии Российской. Здесь, кроме славенских глаголов обавати (`заклинать, заговаривать, волхвовать, колдовать, чаровать, чародействовать'), обаявати [`очаровывать' (сов. вид обаяти)] , помещены слова: обаяние, обаянник (то же обаятель) , обаянный (`наколдованный', `наворожённый') и обаятель (славенское: `очарователь, чародей, волхователь'). Примеры на употребления всех этих слов извлечены из церковных книг (Срезневский, 2, с. 495, 499—500).
В русских азбуковниках XVI—XVII вв. читаем: «Обаяние — чародеяние, еже кто бесовским злохитрством явству или питие наговаривая, человеком смерть творит» (Сахаров, т. 2, кн. 5, с. 74). Ср. у А. М. Горького в «Жизни Матвея Кожемякина» . «Вот, примерно, обает тебя по ветру недруг твой, а ведун-то попрет тебе подмышки тирпич-травой, и сойдет с тебя обаяние-то» .
Все эти слова: обавати, обаяти, обаяние и др. под. относились к высокому слогу и сохраняли до начала XVIII в. ясный отпечаток церковно-книжной идеологии, смешанной с суеверными представлениями. Это — старославянизмы, дожившие до XVIII в. и вошедшие в «высокий штиль» классический литературы. Ср. в стихотворении Державина «Фонарь» :
Не обавательный-ль волшебный
Магический сей миф фонарь?
Однако обавати еще Ломоносовым (в «Рассуждении о пользе книг церковных» ) было признано обветшалым словом.
По-видимому, новое эмоциональное значение у слова обаятельный, как синонима слова очаровательный, укореняется в общелитературном употреблении не раньше первых десятилетий XIX в (ср. также обаяние) .
В истории слов очаровательный, обворожительный, обаятельный наблюдается не только параллелизм семантического развития, но и тесное взаимодействие нескольких синонимических рядов слов, семантические изменения которых идут в одном направлении, хотя и с очень своеобразными отклонениями: чары, очаровать, ворожба, ворожить, обворожить; обаяние, обаять и т. д. Тут взаимосвязь синонимических частей лексической системы особенно осязательна. Ср. волхв, волхвовать, но: волшебный, волшебник, волшебство; ср. колдовать, колдовство, колдунья, но: околдовать и т. п.
Обворожительный, обаятельный, очаровательный. [В истории формирования синонимического ряда: обаятельный, обворожительный, очаровательный] любопытны закономерные семантические изменения, шедшие параллельно в узкой серии нескольких групп слов.
В ряду синонимов, связанных с первоначальным конкретным представлением о колдовстве, чарах, обаянии, раньше всего переносные значения определялись у глагола очаровать. Его древнейшее значение: `чарами околдовать, обворожить, обаять' (cл. АР 1822, ч. 4). Это слово было свойственно старославянскому языку (ср. в Синайском Патерике XI в. : «Бъ очарованъ корабль» ) (Срезневский, с. 740). В русской литературной речи XVIII в. у этого глагола и сложившегося вокруг него гнезда слов развивается отвлеченное переносное значение: `пленить, обольстить'. Так, уже в «Словаре Академии Российской» в слове очаровательный различаются два значения: «1) Чародейственный. Очаровательные нашептывания, 2) Прелестный. Очаровательные красоты» (сл. АР 1822, ч. 4, с. 739—740). Уже к началу XIX в. прямые буквальные реальные значения слов очаровать, очаровательный, указывающие на магию, колдовство, утрачиваются.
Слово обворожительный возникает в русском литературном языке конца XVIII — начала XIX в. Оно представляет по своему морфологическому строю сращение народной разговорной основы и книжного суффикса -тельный. Словари Академии Российской еще не знают этого слова.
Однако здесь уже отмечены отвлеченные переносные значения глагола обвораживать — обворожить — прельстить — очаровать и произведенных от него обворожение (`очарование') и обвороженный (`очарованный, обмороченный').
Слово обаятельный еще не значится в словарях Академии Российской. Здесь, кроме славенских глаголов обавати (`заклинать, заговаривать, волхвовать, колдовать, чаровать, чародействовать'), обаявати [`очаровывать' (сов. вид обаяти)] , помещены слова: обаяние, обаянник (то же обаятель) , обаянный (`наколдованный', `наворожённый') и обаятель (славенское: `очарователь, чародей, волхователь'). Примеры на употребления всех этих слов извлечены из церковных книг (Срезневский, 2, с. 495, 499—500).
В русских азбуковниках XVI—XVII вв. читаем: «Обаяние — чародеяние, еже кто бесовским злохитрством явству или питие наговаривая, человеком смерть творит» (Сахаров, т. 2, кн. 5, с. 74). Ср. у А. М. Горького в «Жизни Матвея Кожемякина» . «Вот, примерно, обает тебя по ветру недруг твой, а ведун-то попрет тебе подмышки тирпич-травой, и сойдет с тебя обаяние-то» .
Все эти слова: обавати, обаяти, обаяние и др. под. относились к высокому слогу и сохраняли до начала XVIII в. ясный отпечаток церковно-книжной идеологии, смешанной с суеверными представлениями. Это — старославянизмы, дожившие до XVIII в. и вошедшие в «высокий штиль» классический литературы. Ср. в стихотворении Державина «Фонарь» :
Не обавательный-ль волшебный
Магический сей миф фонарь?
Однако обавати еще Ломоносовым (в «Рассуждении о пользе книг церковных» ) было признано обветшалым словом.
По-видимому, новое эмоциональное значение у слова обаятельный, как синонима слова очаровательный, укореняется в общелитературном употреблении не раньше первых десятилетий XIX в (ср. также обаяние) .
В истории слов очаровательный, обворожительный, обаятельный наблюдается не только параллелизм семантического развития, но и тесное взаимодействие нескольких синонимических рядов слов, семантические изменения которых идут в одном направлении, хотя и с очень своеобразными отклонениями: чары, очаровать, ворожба, ворожить, обворожить; обаяние, обаять и т. д. Тут взаимосвязь синонимических частей лексической системы особенно осязательна. Ср. волхв, волхвовать, но: волшебный, волшебник, волшебство; ср. колдовать, колдовство, колдунья, но: околдовать и т. п.
Ответ от Anuar gizyatov[новичек]
Обворожительный, обаятельный, очаровательный. [В истории формирования синонимического ряда: обаятельный, обворожительный, очаровательный] любопытны закономерные семантические изменения, шедшие параллельно в узкой серии нескольких групп слов.
В ряду синонимов, связанных с первоначальным конкретным представлением о колдовстве, чарах, обаянии, раньше всего переносные значения определялись у глагола очаровать. Его древнейшее значение: `чарами околдовать, обворожить, обаять' (cл. АР 1822, ч. 4). Это слово было свойственно старославянскому языку (ср. в Синайском Патерике XI в. : «Бъ очарованъ корабль» ) (Срезневский, с. 740). В русской литературной речи XVIII в. у этого глагола и сложившегося вокруг него гнезда слов развивается отвлеченное переносное значение: `пленить, обольстить'. Так, уже в «Словаре Академии Российской» в слове очаровательный различаются два значения: «1) Чародейственный. Очаровательные нашептывания, 2) Прелестный. Очаровательные красоты» (сл. АР 1822, ч. 4, с. 739—740). Уже к началу XIX в. прямые буквальные реальные значения слов очаровать, очаровательный, указывающие на магию, колдовство, утрачиваются.
Слово обворожительный возникает в русском литературном языке конца XVIII — начала XIX в. Оно представляет по своему морфологическому строю сращение народной разговорной основы и книжного суффикса -тельный. Словари Академии Российской еще не знают этого слова.
Однако здесь уже отмечены отвлеченные переносные значения глагола обвораживать — обворожить — прельстить — очаровать и произведенных от него обворожение (`очарование') и обвороженный (`очарованный, обмороченный').
Слово обаятельный еще не значится в словарях Академии Российской. Здесь, кроме славенских глаголов обавати (`заклинать, заговаривать, волхвовать, колдовать, чаровать, чародействовать'), обаявати [`очаровывать' (сов. вид обаяти)] , помещены слова: обаяние, обаянник (то же обаятель) , обаянный (`наколдованный', `наворожённый') и обаятель (славенское: `очарователь, чародей, волхователь'). Примеры на употребления всех этих слов извлечены из церковных книг (Срезневский, 2, с. 495, 499—500).
В русских азбуковниках XVI—XVII вв. читаем: «Обаяние — чародеяние, еже кто бесовским злохитрством явству или питие наговаривая, человеком смерть творит» (Сахаров, т. 2, кн. 5, с. 74). Ср. у А. М. Горького в «Жизни Матвея Кожемякина» . «Вот, примерно, обает тебя по ветру недруг твой, а ведун-то попрет тебе подмышки тирпич-травой, и сойдет с тебя обаяние-то» .
Все эти слова: обавати, обаяти, обаяние и др. под. относились к высокому слогу и сохраняли до начала XVIII в. ясный отпечаток церковно-книжной идеологии, смешанной с суеверными представлениями. Это — старославянизмы, дожившие до XVIII в. и вошедшие в «высокий штиль» классический литературы. Ср. в стихотворении Державина «Фонарь» :
Не обавательный-ль волшебный
Магический сей миф фонарь?
Однако обавати еще Ломоносовым (в «Рассуждении о пользе книг церковных» ) было признано обветшалым словом.
По-видимому, новое эмоциональное значение у слова обаятельный, как синонима слова очаровательный, укореняется в общелитературном употреблении не раньше первых десятилетий XIX в (ср. также обаяние) .
В истории слов очаровательный, обворожительный, обаятельный наблюдается не только параллелизм семантического развития, но и тесное взаимодействие нескольких синонимических рядов слов, семантические изменения которых идут в одном направлении, хотя и с очень своеобразными отклонениями: чары, очаровать, ворожба, ворожить, обворожить; обаяние, обаять и т. д. Тут взаимосвязь синонимических частей лексической системы особенно осязательна. Ср. волхв, волхвовать, но: волшебный, волшебник, волшебство; ср. колдовать, колдовство, колдунья, но: околдовать и т. п.
Обворожительный, обаятельный, очаровательный. [В истории формирования синонимического ряда: обаятельный, обворожительный, очаровательный] любопытны закономерные семантические изменения, шедшие параллельно в узкой серии нескольких групп слов.
В ряду синонимов, связанных с первоначальным конкретным представлением о колдовстве, чарах, обаянии, раньше всего переносные значения определялись у глагола очаровать. Его древнейшее значение: `чарами околдовать, обворожить, обаять' (cл. АР 1822, ч. 4). Это слово было свойственно старославянскому языку (ср. в Синайском Патерике XI в. : «Бъ очарованъ корабль» ) (Срезневский, с. 740). В русской литературной речи XVIII в. у этого глагола и сложившегося вокруг него гнезда слов развивается отвлеченное переносное значение: `пленить, обольстить'. Так, уже в «Словаре Академии Российской» в слове очаровательный различаются два значения: «1) Чародейственный. Очаровательные нашептывания, 2) Прелестный. Очаровательные красоты» (сл. АР 1822, ч. 4, с. 739—740). Уже к началу XIX в. прямые буквальные реальные значения слов очаровать, очаровательный, указывающие на магию, колдовство, утрачиваются.
Слово обворожительный возникает в русском литературном языке конца XVIII — начала XIX в. Оно представляет по своему морфологическому строю сращение народной разговорной основы и книжного суффикса -тельный. Словари Академии Российской еще не знают этого слова.
Однако здесь уже отмечены отвлеченные переносные значения глагола обвораживать — обворожить — прельстить — очаровать и произведенных от него обворожение (`очарование') и обвороженный (`очарованный, обмороченный').
Слово обаятельный еще не значится в словарях Академии Российской. Здесь, кроме славенских глаголов обавати (`заклинать, заговаривать, волхвовать, колдовать, чаровать, чародействовать'), обаявати [`очаровывать' (сов. вид обаяти)] , помещены слова: обаяние, обаянник (то же обаятель) , обаянный (`наколдованный', `наворожённый') и обаятель (славенское: `очарователь, чародей, волхователь'). Примеры на употребления всех этих слов извлечены из церковных книг (Срезневский, 2, с. 495, 499—500).
В русских азбуковниках XVI—XVII вв. читаем: «Обаяние — чародеяние, еже кто бесовским злохитрством явству или питие наговаривая, человеком смерть творит» (Сахаров, т. 2, кн. 5, с. 74). Ср. у А. М. Горького в «Жизни Матвея Кожемякина» . «Вот, примерно, обает тебя по ветру недруг твой, а ведун-то попрет тебе подмышки тирпич-травой, и сойдет с тебя обаяние-то» .
Все эти слова: обавати, обаяти, обаяние и др. под. относились к высокому слогу и сохраняли до начала XVIII в. ясный отпечаток церковно-книжной идеологии, смешанной с суеверными представлениями. Это — старославянизмы, дожившие до XVIII в. и вошедшие в «высокий штиль» классический литературы. Ср. в стихотворении Державина «Фонарь» :
Не обавательный-ль волшебный
Магический сей миф фонарь?
Однако обавати еще Ломоносовым (в «Рассуждении о пользе книг церковных» ) было признано обветшалым словом.
По-видимому, новое эмоциональное значение у слова обаятельный, как синонима слова очаровательный, укореняется в общелитературном употреблении не раньше первых десятилетий XIX в (ср. также обаяние) .
В истории слов очаровательный, обворожительный, обаятельный наблюдается не только параллелизм семантического развития, но и тесное взаимодействие нескольких синонимических рядов слов, семантические изменения которых идут в одном направлении, хотя и с очень своеобразными отклонениями: чары, очаровать, ворожба, ворожить, обворожить; обаяние, обаять и т. д. Тут взаимосвязь синонимических частей лексической системы особенно осязательна. Ср. волхв, волхвовать, но: волшебный, волшебник, волшебство; ср. колдовать, колдовство, колдунья, но: околдовать и т. п.
Ответ от Константин Калугин[новичек]
Ворожея- колдунья. Околдовать, очаровать. Вобщем, применить магические средства. Позже это слово стало означать "восхитить" (уже не буквально при помощи чар).
Ворожея- колдунья. Околдовать, очаровать. Вобщем, применить магические средства. Позже это слово стало означать "восхитить" (уже не буквально при помощи чар).
Ответ от Ольга Белякова[новичек]
обворожить
Древнерусское – ворожить (колдовать).
Слово «ворожить» встречается в русском языке с конца XII в.
«Ворогами» славяне называли колдунов, отсюда и появились слова ворожить, обворожить, т. е. «колдовать», «околдовать». Обворожить означает «пленить», «вызвать восхищение».
Производное: обворожительный.
обворожить
Древнерусское – ворожить (колдовать).
Слово «ворожить» встречается в русском языке с конца XII в.
«Ворогами» славяне называли колдунов, отсюда и появились слова ворожить, обворожить, т. е. «колдовать», «околдовать». Обворожить означает «пленить», «вызвать восхищение».
Производное: обворожительный.
Ответ от Алексей Антипьев[активный]
обворожить
Древнерусское – ворожить (колдовать).
Слово «ворожить» встречается в русском языке с конца XII в.
«Ворогами» славяне называли колдунов, отсюда и появились слова ворожить, обворожить, т. е. «колдовать», «околдовать». Обворожить означает «пленить», «вызвать восхищение».
Производное: обворожительный.
обворожить
Древнерусское – ворожить (колдовать).
Слово «ворожить» встречается в русском языке с конца XII в.
«Ворогами» славяне называли колдунов, отсюда и появились слова ворожить, обворожить, т. е. «колдовать», «околдовать». Обворожить означает «пленить», «вызвать восхищение».
Производное: обворожительный.
Ответ от Магарам Магомедов[новичек]
древнерусское ворожить
древнерусское ворожить
Ответ от 3 ответа[гуру]
Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: история слова обворожить
спросили в Другое
Этимология слова обворожить
Древнерусское – ворожить (колдовать) .
Слово «ворожить» встречается в русском языке с конца
подробнее...
Этимология слова обворожить
Древнерусское – ворожить (колдовать) .
Слово «ворожить» встречается в русском языке с конца
подробнее...
спросили в Другое Ты супер
кто поет песню:"Когда мне было 10 лет,и я копил на новенький мопед"?
ХАЛИ-ГАЛИ, ПАРАТРУППЕР
Вступление.
Помню, было мне десять лет
И я копил на
подробнее...
кто поет песню:"Когда мне было 10 лет,и я копил на новенький мопед"?
ХАЛИ-ГАЛИ, ПАРАТРУППЕР
Вступление.
Помню, было мне десять лет
И я копил на
подробнее...
спросили в Страшены
Что такое АНАФОРА в литературе???
АНАФОРА (греч. αναφορα — возвращение, единоначатие, скреп) —
повторение каких-либо сходных
подробнее...
Что такое АНАФОРА в литературе???
АНАФОРА (греч. αναφορα — возвращение, единоначатие, скреп) —
повторение каких-либо сходных
подробнее...
спросили в Негев
мужчина-козерог, родившийся в год козы. что про него можете сказать?
Мужчина-Козерог высоко ценит острый ум и интеллект, однако осуждает самомнение и высокомерие, даже
подробнее...
мужчина-козерог, родившийся в год козы. что про него можете сказать?
Мужчина-Козерог высоко ценит острый ум и интеллект, однако осуждает самомнение и высокомерие, даже
подробнее...
спросили в Музыка Лишуй
как называется песня со словами "когда мне было 10 лет, я копил на новый велосипед, я жил лишь
ХАЛИ-ГАЛИ, ПАРАТРУППЕР
Вступление.
Помню, было мне десять лет
И я копил на новый
подробнее...
как называется песня со словами "когда мне было 10 лет, я копил на новый велосипед, я жил лишь
ХАЛИ-ГАЛИ, ПАРАТРУППЕР
Вступление.
Помню, было мне десять лет
И я копил на новый
подробнее...
Ответ от 3 ответа[гуру]
Привет! Вот еще темы с похожими вопросами:
спросили в Другое
что означает имя Софья
Имя Софья, София. означает: В переводе с древнегреческого означает «мудрость» . Эта женщина
подробнее...
что означает имя Софья
Имя Софья, София. означает: В переводе с древнегреческого означает «мудрость» . Эта женщина
подробнее...
спросили в Отношения
Как соблазнить парня, который мне нравится? срочняк!!
Порой мы, женщины, просто теряем голову от того, что встречаем мужчину своей мечты и горим желанием
подробнее...
Как соблазнить парня, который мне нравится? срочняк!!
Порой мы, женщины, просто теряем голову от того, что встречаем мужчину своей мечты и горим желанием
подробнее...
спросили в Алексеевы
о ком писал Пушкин "и красивы вы некстати и умны вы невпопад"?
А́нна Никола́евна Вульф — псковская дворянка, соседка А. С. Пушкина по имению и
подробнее...
о ком писал Пушкин "и красивы вы некстати и умны вы невпопад"?
А́нна Никола́евна Вульф — псковская дворянка, соседка А. С. Пушкина по имению и
подробнее...
спросили в Другое
перчатка в жуковский краткое содержание
еред своим зверинцем,
С баронами, с наследным принцем,
Король Франциск сидел;
подробнее...
перчатка в жуковский краткое содержание
еред своим зверинцем,
С баронами, с наследным принцем,
Король Франциск сидел;
подробнее...
спросили в Бахтины
почему поссорились тургенев и достоевский?
Ссорились по воспоминаниям современников два писателя не один раз
Будущий редактор
подробнее...
почему поссорились тургенев и достоевский?
Ссорились по воспоминаниям современников два писателя не один раз
Будущий редактор
подробнее...
Какой был рост у Екатерины II?
в сочинении П. И. Сумарокова, известного писателя начала XIX века: «Екатерина была роста среднего,
подробнее...
спросили в 1750 год
Этимологический словарь...
Нашла в и-нете:
ОБВОРОЖИТЬ. Искон. Преф. производное от ворожить "колдовать", суф. образования
подробнее...
Этимологический словарь...
Нашла в и-нете:
ОБВОРОЖИТЬ. Искон. Преф. производное от ворожить "колдовать", суф. образования
подробнее...