перегородчатая эмаль в древней руси



Перегородчатая эмаль в древней руси

Автор A-stra задал вопрос в разделе Другое

Что представляют собой перегородчатые эмали? и получил лучший ответ

Ответ от Маска Инкогнито[гуру]
Совершенно исключительное значение для изучения эмальерного дела имеют сведения древнейшего его историографа - автора «Трактата о разных ремеслах» пресвитера Теофила, жившего в ХI-ХII вв. Он не только описал процесс изготовления изделий с перегородчатой эмалью, но и отметил достижения Руси в этом сложном искусстве. Знали цену ему и на Руси. Летописцы не раз упоминали «злато с финиптом» в убранстве церквей, а иногда и выражали свое восхищение этими произведениями: «цаты великие с финиптом чудно видением». Г. Д. Филимонов убедительно показал тождество древнерусского «финипт» , позднего «финифть» византийскому «химипет» , восходящему к греческому глаголу «хеш» , что значит «лить, плавить». По существу эмаль-финифть была заменителем драгоценных камней - сапфира, рубина, изумруда, а эмальерное дело сочетало в себе труд рисовальщика и художника-колориста с искусством золотых дел мастера и специалиста-стеколыцика. В Киеве, поблизости от княжеских дворцов, были найдены остатки трех ювелирных мастерских. В них обнаружены несомненные следы эмальерного дела: обломки специальной посуды с остатками золота, серебра, меди, разноцветной эмалевой массы .
«Возьми тонкую пластинку» , - пишет Теофил, указывая на первую операцию, необходимую для изготовления перегородчатой эмали. Получение тонкой пластины золота - операция, которую выполняли со времен античности специальные золотобои-браттиарии. Золото-бой расплющивал кусок золота, затем разрезал полученную полосу на листики, прокладывал их кусочками пергамена, а потом, сложив их стопкой, опять клал под молот - от этого линейный размер листиков увеличивался вдвое.
Далее пластине придавали форму задуманного изделия, например колта. Для этого служил трафарет, подобный найденному при раскопках в Киеве, а для придания пластине выпуклой формы - матрица .
При наложении на матрицу трафарета с контурами предполагаемого рисунка, можно было оттиснуть на золотой пластине углубление - лоток для эмали. «Затем, - пишет Теофил, - ты отрежешь им такую форму, которую ты захочешь заполнить эмалью... ты расположишь очень внимательно и тщательно эти листочки по своим местам и, прикрепив их с помощью мучного клея, поставишь над углями. Когда заполнишь одну часть, ты укрепи ее с чрезвычайной осторожностью, чтобы вся тонкая работа не расплавилась». Теофил не говорит здесь о самой сложной стадии операции, требующей совершенного владения рисунком.
перегородчатая эмаль
Византийские ювелиры достигли в этом непревзойденных высот. За их плечами была многовековая культура рисунка, уходящая корнями в античность. Они столетиями вырабатывали шаблон для изображения, например драпировок, складки которых убедительно передавали движения человеческой фигуры и ее контуры. Русские мастера восприняли от них определенные приемы, восемь вариантов которых четко прослеживаются на изделиях с эмалью. Это углы, ячейки, овалы и дуги, свободные прямые линии, зигзаги, спирали и различные орнаментальные фигуры (кресты, сердечки, круги и т. п.). При этом преобладают все-таки приемы выкладывания перегородок в виде углов и ячеек.
Источник:

Ответ от Мистерия[гуру]
Эмаль, заключенная в ячейках, образованных тонкими металлическими полосками, припаянными на ребро к металлическому фону - называется перегородчатая эмаль.
Перегородчатая эмаль бывает на золоте, серебре и на меди.
Если эмалевое изображение делают на гладком фоне, то на металлической пластине чеканят углубление, соответствующее контурам изображаемой фигуры или орнамента - так исполняется техника перегородчатой эмали.
В это углубление напаивают тонкие металлические ленточки, которые следуют линиям рисунка. Образованные перегородками ячейки заполняются разноцветными перегородчатыми эмалями - это и есть перегородчатая эмаль. После обжига перегородчатая эмаль полируется (в отличие от эмали по скани). Большинство дошедших до нас произведений с перегородчатой эмалью обнаружены в земле, в составе кладов, находимых в Киеве и других местах с 20-х годов XIX в. и вплоть до наших дней. С первых находок этих поражающих совершенством изделий началась и их публикация. Но первая обобщающая работа появилась только в 1853 г. Ее автор И. Е. Забелин выделил из числа найденных к его времени украшений с перегородчатой эмалью «произведения русских мастеров, учеников византийских греков» (Забелин И. Е. , 1853. С. 297). Однако широта охвата - книга была посвящена металлообработке на Руси от домонгольского времени до XVIII в. - помешала автору глубоко изучить произведения именно Киевской Руси. Первым исчерпывающим исследованием одной серии произведений с перегородчатой эмалью оказалась книга Г. Д. Филимонова о Мстиславовом евангелии (Филимонов Г. Д. , 1861). Тщательность стилистического анализа сочеталась в ней с широчайшей эрудицией в области прикладного искусства. Но обещанный автором обобщающий труд по перегородчатым эмалям, к сожалению, написан не был. Эту работу выполнил 40 лет спустя Н. П. Кондаков (Кондаков Н. П. , 1896). Она до сих пор не потеряла своей ценности.
Новым этапом в изучении ремесла в целом и перегородчатых эмалей в частности явился труд Б. А. Рыбакова «Ремесло Древней Руси». В нем впервые вещи с перегородчатой эмалью рассмотрены как свидетельство особой отрасли художественного ремесла. Для решения сложного вопроса семантики изображений и эволюции эмальерного перегородчатого дела большое значение имеют ряд статей Б. А. Рыбакова (Рыбаков Б. А. , 1967, 1969) и книга о прикладном искусстве Руси (Рыбаков Б. А. , 1971). Источниковедческому исследованию главного «поставщика» древних вещей с перегородчатой эмалью - кладам посвятила свою уже упоминавшуюся работу Г. Ф. Корзухина (Корзухина Г. Ф. , 1954). После этого назрела новая задача в изучении перегородчатой эмали - собрать воедино все дошедшие до нас произведения древнерусских мастеров, что и было сделано в работе автора этих строк (Макарова Т. И. , 1975).
Совершенно исключительное значение для изучения перегородчатого эмальерного дела имеют сведения древнейшего его историографа - автора «Трактата о разных ремеслах» пресвитера Теофила, жившего в ХI-ХII вв. Он не только описал процесс изготовления изделий с перегородчатой эмалью, но и отметил достижения Руси в этом сложном искусстве (Там же. С. 128, 129). Знали цену ему и на Руси. Летописцы не раз упоминали «злато с финиптом» в убранстве церквей, а иногда и выражали свое восхищение этими произведениями: «цаты великие с финиптом чудно видением». Г. Д. Филимонов убедительно показал тождество древнерусского «финипт» , позднего «финифть» византийскому «химипет» , восходящему к греческому глаголу «хеш» , что значит «лить, плавить». По существу перегородчатая эмаль-финифть была заменителем драгоценных камней - сапфира, рубина.

Ответ от Нина Дюк[гуру]
Перегородчатые эмали - эмали, в которых эмалевая масса заполняет ячейки, образованные тонкими металлическими перегородками, припаянными на металлическую поверхность ребром по линиям узора. Перегородчатые эмали передают четкие линии контура.

Ответ от 3 ответа[гуру]
Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: Что представляют собой перегородчатые эмали?
спросили в Украшения
Женское головное украшение, давшее название целой эпохе в древней Руси (Х век) ?!
Колт — древнерусское женское украшение XI—XIII вв. , полая металлическая подвеска, прикреплявшаяся
подробнее...
спросили в Другое Ордена
влияние Золотой Орды на развитие древней Руси в XIII-XV вв
Монгольское завоевание искусственно и резко прервало независимое развитие русской
подробнее...

Что такое выемчатая и перегородчатая эмаль, и какие ювелиры славились изделиями с применением этой техники?
Изделия с эмалью существовали уже в Древней Греции (1450 г. до н. э.) , а также на Кипре (10 в. до
подробнее...

что является основными достижениями культуры Древней Руси? подскажите, пожалуйста
К числу крупнейших достижений в различных областях культуры следует отнести строительство и
подробнее...
Ответ от 3 ответа[гуру]
Привет! Вот еще темы с похожими вопросами:
спросили в 1271 год 1368 год
Что такое горячая эмаль? Для чего используется?
Эмаль впервые появилась в 1400 г. до нашей эры на Кипре. Но и древний Египет, Китай, Япония с
подробнее...
спросили в Искусство ICTV
Пару слов об Искусстве Киевской Руси. в крации
Начальный этап русского искусства, обычно называемый домонгольским, включает в себя два периода –
подробнее...
спросили в Скан Эмаль
что такое витраж? коротка своими словами! 1 витраж 2 зернь 3 скань 4 чернь 5 филинрань 6 финифть 7 эмаль 8 фреска спс
витраж-окно из цветного стекла
зернь-мелкие ювелирные шарики на скани (создают орнамент)подробнее...
спросили в 1174 год
Что такое финифть? Какой город славится эти промыслом?
финифть - русское название эмали, происходит от греческого "фингитис", что означает "светлый,
подробнее...
спросили в Эмаль
что такое эмаль, как ювелирный вид искусства Древней Руси?

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D0%BC%D0%B0%D0%BB%D1%8C (не путать с эмалевыми красками)
подробнее...
спросили в Другое
Что такое филигрань?
Филигрань (скань) - один из древнейших видов художественной обработки металла. Название филигрань
подробнее...
Эмаль на Википедии
Посмотрите статью на википедии про Эмаль
Эротика на Википедии
Посмотрите статью на википедии про Эротика
 

Ответить на вопрос:

Имя*

E-mail:*

Текст ответа:*
Проверочный код(введите 22):*