Перегородчатая эмаль в древней руси
Автор A-stra задал вопрос в разделе Другое
Что представляют собой перегородчатые эмали? и получил лучший ответ
Ответ от Маска Инкогнито[гуру]
Совершенно исключительное значение для изучения эмальерного дела имеют сведения древнейшего его историографа - автора «Трактата о разных ремеслах» пресвитера Теофила, жившего в ХI-ХII вв. Он не только описал процесс изготовления изделий с перегородчатой эмалью, но и отметил достижения Руси в этом сложном искусстве. Знали цену ему и на Руси. Летописцы не раз упоминали «злато с финиптом» в убранстве церквей, а иногда и выражали свое восхищение этими произведениями: «цаты великие с финиптом чудно видением». Г. Д. Филимонов убедительно показал тождество древнерусского «финипт» , позднего «финифть» византийскому «химипет» , восходящему к греческому глаголу «хеш» , что значит «лить, плавить». По существу эмаль-финифть была заменителем драгоценных камней - сапфира, рубина, изумруда, а эмальерное дело сочетало в себе труд рисовальщика и художника-колориста с искусством золотых дел мастера и специалиста-стеколыцика. В Киеве, поблизости от княжеских дворцов, были найдены остатки трех ювелирных мастерских. В них обнаружены несомненные следы эмальерного дела: обломки специальной посуды с остатками золота, серебра, меди, разноцветной эмалевой массы .
«Возьми тонкую пластинку» , - пишет Теофил, указывая на первую операцию, необходимую для изготовления перегородчатой эмали. Получение тонкой пластины золота - операция, которую выполняли со времен античности специальные золотобои-браттиарии. Золото-бой расплющивал кусок золота, затем разрезал полученную полосу на листики, прокладывал их кусочками пергамена, а потом, сложив их стопкой, опять клал под молот - от этого линейный размер листиков увеличивался вдвое.
Далее пластине придавали форму задуманного изделия, например колта. Для этого служил трафарет, подобный найденному при раскопках в Киеве, а для придания пластине выпуклой формы - матрица .
При наложении на матрицу трафарета с контурами предполагаемого рисунка, можно было оттиснуть на золотой пластине углубление - лоток для эмали. «Затем, - пишет Теофил, - ты отрежешь им такую форму, которую ты захочешь заполнить эмалью... ты расположишь очень внимательно и тщательно эти листочки по своим местам и, прикрепив их с помощью мучного клея, поставишь над углями. Когда заполнишь одну часть, ты укрепи ее с чрезвычайной осторожностью, чтобы вся тонкая работа не расплавилась». Теофил не говорит здесь о самой сложной стадии операции, требующей совершенного владения рисунком.
Византийские ювелиры достигли в этом непревзойденных высот. За их плечами была многовековая культура рисунка, уходящая корнями в античность. Они столетиями вырабатывали шаблон для изображения, например драпировок, складки которых убедительно передавали движения человеческой фигуры и ее контуры. Русские мастера восприняли от них определенные приемы, восемь вариантов которых четко прослеживаются на изделиях с эмалью. Это углы, ячейки, овалы и дуги, свободные прямые линии, зигзаги, спирали и различные орнаментальные фигуры (кресты, сердечки, круги и т. п.). При этом преобладают все-таки приемы выкладывания перегородок в виде углов и ячеек.
Источник:
Эмаль, заключенная в ячейках, образованных тонкими металлическими полосками, припаянными на ребро к металлическому фону - называется перегородчатая эмаль.
Перегородчатая эмаль бывает на золоте, серебре и на меди.
Если эмалевое изображение делают на гладком фоне, то на металлической пластине чеканят углубление, соответствующее контурам изображаемой фигуры или орнамента - так исполняется техника перегородчатой эмали.
В это углубление напаивают тонкие металлические ленточки, которые следуют линиям рисунка. Образованные перегородками ячейки заполняются разноцветными перегородчатыми эмалями - это и есть перегородчатая эмаль. После обжига перегородчатая эмаль полируется (в отличие от эмали по скани). Большинство дошедших до нас произведений с перегородчатой эмалью обнаружены в земле, в составе кладов, находимых в Киеве и других местах с 20-х годов XIX в. и вплоть до наших дней. С первых находок этих поражающих совершенством изделий началась и их публикация. Но первая обобщающая работа появилась только в 1853 г. Ее автор И. Е. Забелин выделил из числа найденных к его времени украшений с перегородчатой эмалью «произведения русских мастеров, учеников византийских греков» (Забелин И. Е. , 1853. С. 297). Однако широта охвата - книга была посвящена металлообработке на Руси от домонгольского времени до XVIII в. - помешала автору глубоко изучить произведения именно Киевской Руси. Первым исчерпывающим исследованием одной серии произведений с перегородчатой эмалью оказалась книга Г. Д. Филимонова о Мстиславовом евангелии (Филимонов Г. Д. , 1861). Тщательность стилистического анализа сочеталась в ней с широчайшей эрудицией в области прикладного искусства. Но обещанный автором обобщающий труд по перегородчатым эмалям, к сожалению, написан не был. Эту работу выполнил 40 лет спустя Н. П. Кондаков (Кондаков Н. П. , 1896). Она до сих пор не потеряла своей ценности.
Новым этапом в изучении ремесла в целом и перегородчатых эмалей в частности явился труд Б. А. Рыбакова «Ремесло Древней Руси». В нем впервые вещи с перегородчатой эмалью рассмотрены как свидетельство особой отрасли художественного ремесла. Для решения сложного вопроса семантики изображений и эволюции эмальерного перегородчатого дела большое значение имеют ряд статей Б. А. Рыбакова (Рыбаков Б. А. , 1967, 1969) и книга о прикладном искусстве Руси (Рыбаков Б. А. , 1971). Источниковедческому исследованию главного «поставщика» древних вещей с перегородчатой эмалью - кладам посвятила свою уже упоминавшуюся работу Г. Ф. Корзухина (Корзухина Г. Ф. , 1954). После этого назрела новая задача в изучении перегородчатой эмали - собрать воедино все дошедшие до нас произведения древнерусских мастеров, что и было сделано в работе автора этих строк (Макарова Т. И. , 1975).
Совершенно исключительное значение для изучения перегородчатого эмальерного дела имеют сведения древнейшего его историографа - автора «Трактата о разных ремеслах» пресвитера Теофила, жившего в ХI-ХII вв. Он не только описал процесс изготовления изделий с перегородчатой эмалью, но и отметил достижения Руси в этом сложном искусстве (Там же. С. 128, 129). Знали цену ему и на Руси. Летописцы не раз упоминали «злато с финиптом» в убранстве церквей, а иногда и выражали свое восхищение этими произведениями: «цаты великие с финиптом чудно видением». Г. Д. Филимонов убедительно показал тождество древнерусского «финипт» , позднего «финифть» византийскому «химипет» , восходящему к греческому глаголу «хеш» , что значит «лить, плавить». По существу перегородчатая эмаль-финифть была заменителем драгоценных камней - сапфира, рубина.
Перегородчатые эмали - эмали, в которых эмалевая масса заполняет ячейки, образованные тонкими металлическими перегородками, припаянными на металлическую поверхность ребром по линиям узора. Перегородчатые эмали передают четкие линии контура.
Женское головное украшение, давшее название целой эпохе в древней Руси (Х век) ?!
Колт — древнерусское женское украшение XI—XIII вв. , полая металлическая подвеска, прикреплявшаяся
подробнее...
влияние Золотой Орды на развитие древней Руси в XIII-XV вв
Монгольское завоевание искусственно и резко прервало независимое развитие русской
подробнее...
Что такое выемчатая и перегородчатая эмаль, и какие ювелиры славились изделиями с применением этой техники?
Изделия с эмалью существовали уже в Древней Греции (1450 г. до н. э.) , а также на Кипре (10 в. до
подробнее...
что является основными достижениями культуры Древней Руси? подскажите, пожалуйста
К числу крупнейших достижений в различных областях культуры следует отнести строительство и
подробнее...
Что такое горячая эмаль? Для чего используется?
Эмаль впервые появилась в 1400 г. до нашей эры на Кипре. Но и древний Египет, Китай, Япония с
подробнее...
Пару слов об Искусстве Киевской Руси. в крации
Начальный этап русского искусства, обычно называемый домонгольским, включает в себя два периода –
подробнее...
что такое витраж? коротка своими словами! 1 витраж 2 зернь 3 скань 4 чернь 5 филинрань 6 финифть 7 эмаль 8 фреска спс
витраж-окно из цветного стекла
зернь-мелкие ювелирные шарики на скани (создают орнамент)
подробнее...
Что такое финифть? Какой город славится эти промыслом?
финифть - русское название эмали, происходит от греческого "фингитис", что означает "светлый,
подробнее...
что такое эмаль, как ювелирный вид искусства Древней Руси?
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D0%BC%D0%B0%D0%BB%D1%8C (не путать с эмалевыми красками)
подробнее...
Что такое филигрань?
Филигрань (скань) - один из древнейших видов художественной обработки металла. Название филигрань
подробнее...