выготский вклад в психологию кратко



Выготский специальная психология

Автор Валентина Радченко задал вопрос в разделе Детские сады

подготовить выступление на тему: "Значение работ Л. С. Выготского для специальной психологии и специальной педагогики" и получил лучший ответ

Ответ от
Л. С. Выготский заложил теоретико-методологическую базу дефектологии, что обеспечило ее переход с эмпирических, описательных позиций на подлинно научные основы. Его научные концепции, созданные в 1920-1930-е гг., не потеряли актуальности и до настоящего времени. Наиболее важными для специальной педагогики являются следующие концепции Л. С. Выготского:
• Концепция о культурно-историческом происхождении психики и формировании высших психических функций (ВПФ)
• Концепция о закономерностях психического развития в норме и патологии.
• Концепция о ведущей роли обучения в развитии.
Огромное значение для теории и практики специального образования имеют его идеи о системном строении любого дефекта и о наличии компенсаторных возможностей при различных отклонениях в развитии, о значении коллективных форм деятельности (учебной, игровой, трудовой) для становления личности аномального ребенка, о соотношении интеллекта и аффекта, о развитии мышления и речи и многие другие.
Согласно концепции о культурно-историческом происхождении психики путь формирования личности пролегает через усвоение и присвоение общественно-исторического опыта, основанного на употреблении знаков и закрепленного в языке. По мнению Л. С. Выготского, знак из внешней практической деятельности постепенно «вращивается» в психическую функцию, за счет чего она приобретает осознанный и произвольный характер.
В связи с этим Выготский выделяет два уровня развития психики: уровень натурального развития (обусловленный биологически) и уровень культурного развития (обусловленный социально). Этот уровень связан с развитием речи и знаково-символической деятельностью ребенка, в результате чего происходит качественная перестройка психики и формируются высшие психические функции (ВПФ).
ВПФ качественно отличаются тем, что:
– формируются при жизни в условиях общения с другими людьми и овладения различными видами деятельности;
– опосредованы речью и употреблением знаков;
– носят осознанный и произвольный характер.
В число знаков, обеспечивающих ВПФ человека, можно включить средства, которые ребенок использует в игре и продуктивной деятельности (предметы-заместители, образные знаки), а также буквы, цифры, символы из области различных наук. Язык также представляет систему знаков. Знаки и символы в человеческой деятельности объединяются в модели (схемы, формулы, чертежи и т. д.), отражающие реальные отношения предметов и явлений.
К ВПФ можно отнести произвольное внимание, произвольную память, логическую память, словесно-логическое мышление, анализирующее восприятие, осмысленную речь, творческое воображение, письменную речь. Таким образом, ВПФ не даны человеку от рождения, а являются, с одной стороны, продуктом его социализации, а с другой – обеспечивают его вхождение в социум и полноценную жизнь в обществе.

Ответ от 3 ответа[гуру]
Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: подготовить выступление на тему: "Значение работ Л. С. Выготского для специальной психологии и специальной педагогики"

Вопрос: Что нужно знать чтоб стать психологом, и куда поступать?
Специальность «Психология». Как поступить

В одних вузах засчитываются результаты ЕГЭ, в
подробнее...

Охарактеризуйте вклад в развитие психологии отечественных ученых:
ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Культурно-историческая теория

Выготский рассматривал высшие
подробнее...

В МГПУ или МПГУ факультет дефектологии лучше?
в МГПУ я не нашла на сайте дефектологии
Там есть факультет психологии, но это совсем другое
подробнее...

Вопрос к работающим в педагогам и детским психологам
Я работаю воспитателем в детском саду. По специальности дошкольный педагог. Мне было 4 года, когда
подробнее...
Ответ от 3 ответа[гуру]
Привет! Вот еще темы с похожими вопросами:

Что такое психолингвистика?
Психолингви́стика — дисциплина, которая находится на стыке психологии и лингвистики. Изучает
подробнее...

Помогите найти инфу о педагогических теориях: личности, развития, воспитания, образования
Современные теории воспитания.
Технология воспитания.
Воспитательный процесс как
подробнее...

Что такое нейропсихология?
НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ - отрасль науки, сложившаяся на стыке психологии, медицины (неврологии,
подробнее...

Кто такой Щедровицкий?
нет ничего проще
если вам действительно интересно то зайдите по ссылке
подробнее...

Какие роли выполняют растения, животные, грибы и бактерии в природном сообществе?
Растения - производители или кормильцы, они производят органические вещества из неорганическихподробнее...
Выготский Лев Семенович на Википедии
Посмотрите статью на википедии про Выготский Лев Семенович
Выготский Лев Семёнович на Википедии
Посмотрите статью на википедии про Выготский Лев Семёнович
 

Ответить на вопрос:

Имя*

E-mail:*

Текст ответа:*
Проверочный код(введите 22):*