темпера яичная
Автор Каститис задал вопрос в разделе Другое
В каких пропорциях составлялась яичная темпера? и получил лучший ответ
Ответ от МАШЕНЬКА[гуру]
Яичная темпера получила особенное распространение в средние века и эпоху Возрождения, когда ею работала целая плеяда выдающихся художников, таких, как Рафаэль, Леонардо да Винчи и многие другие.
Этот вид темперы длительное время применялся и после усовершенствования масляной живописи.
Большое распространение яичная темпера получила и на Руси, о чем убедительно говорят росписи XV-XVI веков многих русских храмов.
Существует несколько видов яичной темперы: из цельного яйца, белковая, но самое широкое распространение получила темпера из желтка.
Яичный желток, являясь естественной эмульсией, в состав которой входят: вода, альбумин и ветелин, яичное масло, лицетин, минеральные вещества и др. и которая отличается особой прочностью и стабильностью, способен эмульгировать с маслами, лаками и водой.
Яичное масло, входящее в желток, в основном состоит из олеиновой, пальмитиновой и стеариновой кислоты; оно играет роль связующего при изготовлении красок.
Лицетин является эмульгатором и пластификатором в темперных красках, он окрашивает желток, придавая ему желтый цвет.
Альбумин придает желтку клеящие свойства, необходимые для связывания пигментов, и улучшает адгезию красок.
Яичная темпера может быть водно-желтковой, желтково-лаковой, желтково-масляной, казеиново-масляной, восковой и др.
Наиболее распространенной яичной темперой является водно-желтковая, а также лаково-желтковая, широко применяемая художниками Палеха для живописи миниатюр.
Существует огромное количество рецептов яичной темперы. Но при составлении любого из них важно соблюдать пропорции входящих в состав веществ.
Темпера Кеммерера:
Яичного желтка....1 вес. часть
Масляного лака (лучших качеств)....1/4 вес. части
Льняного масла....1/8 вес. части
Макового масла....1/8 вес. части
Масла смешиваются с лаком, а затем примешиваются к желтку. Для консервирования этой эмульсии берётся 1,5 весовой части 1%-ного раствора карбола. Эмульсия может сохраняться в течение двух недель, по истечении этого времени эмульсия считается не пригодной.
Темпера М. Дернера
* Яйцо (желток и белок)....1 объем
* Масла сырого или вареного....2/3 объема
* Скипидарного лака....1/3 объема
Источник:
Ниже приводится несколько рецептов яичной темперы с искусственной эмульсией, составленных выдающимися знатоками техники живописи и потому имеющих известное обоснование.
Темпера П. Кеммерера
Яичного желтка 1 вес. часть
Маслян. лака (лучших качеств) ...1/4 » части
Льняного масла 1/8 » »
Макового масла 1/8 » »
Масла смешиваются с лаком и затем примешиваются к желтку. Для консервирования этой эмульсии берется 11/2 весовых части 1 % -ного раствора карбола. Эмульсия эта может сохраняться, не портясь, до двух недель; по истечении этого времени ее нужно считать непригодной для употребления.
Автор приведенного рецепта рекомендует своеобразный метод живописи, применяемый им самим. Он состоит в том, что краски, растертые предварительно с водой, в виде густой мази, наносятся на палитру и тут же в самом процессе живописи смешиваются кистью с эмульсией.
В том случае, если при высыхании красок некоторые из мест живописи окажутся недостаточно закрепленными, их закрепляют перед вторичным прописыванием, пропитывая чистой или разведенной водою эмульсией; это делается с помощью кисти.
Темпера М. Дёрнера
Эмульсия для этой темперы составляется таким образом:
Яйцо (желток и белок) 1 объем
Масла сырого или вареного 2/з объема
Скипидарного лака 1/з »
Лак смешивается предварительно с маслом и в таком виде уже поступает в яйцо, которое тщательно перед тем размешивается так, чтобы желток и белок представляли однородную массу, которая, кроме того, процеживается. При введении в эмульсию сырого масла темпера долго остается растворимой в воде; с вареным же маслом в один день она делается нерастворимой. Для консервирования эмульсии берется 20%-ный раствор тимола, небольшое количество камфары, гвоздичного масла и пр.
Краски, тертые на этой эмульсии, должны быть по густоте одинаковыми с обыкновенными масляными красками и в работе разводятся чистой водой. Руководствуясь приведенным рецептом темперы как известного рода нормой, можно составить многочисленные ее варианты.
Яичная темпера менее жирная
Яйцо (желток и белок) . .1 (около 40 куб. см)
Вареного масла ...1/2 вместим. яичной скорл.
Винного или столов. уксуса 1/2 »
Составляя эмульсию, белок и желток яйца хорошо перемешивают и затем вводят сюда при постоянном помешивании по каплям масло. Когда последнее хорошо соединилось с яйцом, в эмульсию таким же образом приливают уксус.
Консервирующим веществом для эмульсии в данном случае служит уксус, который не должен быть крепким, так как в противном случае он свертывает яйцо и действует на краски, страдающие от кислот.
Стертые на этой эмульсии краски могут сохраняться продолжительное время, если заключены в оловянные тюбики; они имеют способность хорошо приставать к грунтам * и во время работы разводятся чистой водой.
При желании избегнуть разбавления эмульсии уксусом можно вместо него вводить в эмульсию чистую воду с добавкой денатурата, но в этом случае необходимо ввести в яйцо небольшое количество двууглекислой (питьевой) соды, чтобы предупредить его свертывание от спирта.
* Темперой этого состава автором и его учениками исполнено большое число работ в станковой и монументальной живописи. По прошествии 23 лет произведения, исполненные ими, не потерпели никаких изменений.
Приведенный выше рецепт может быть изменен в таком роде:
Яйцо (желток и белок) 1 объем
Вареного масла 1/2 объема
Для консервирования эмульсии в нее прибавляют 2% салициловой кислоты.
В таком виде эмульсия дает более жирную темперу.
Темпера Иенике. 8 чайных ложек траганта растворяются в 1 литре винного уксуса и туда прибавляется 20 капель олифы или венецианского терпентина. Затем 1 цельное яйцо смешивается с несколькими каплями вареного масла и к нему прибавляется 125 куб. см первого раствора.
Кроме масляной-какая бывает ещё темпера и какая лучше? Вернее, какая легче для начинающих?
Есть два вида темперы изготавливаемые промышленным способом: казеиново-масляная (связующим является
подробнее...
что такое темпера!
Темпера (итал. tempera, от латинского temperare — смешивать краски) — краски, приготовляемые на
подробнее...
Вопрос про темперу На чем лучше писать темперой? Какую лучше выбрать (фирма) ? Заранее спасибо!
Основой под темперу может служить бумага, картон, оргалит, дерево, ДСП, ДВП, изделия из папье-маше
подробнее...
Какие художественные краски менее токсичны масляные, акрил, акварель, темпера. Наиболее безопасны для здоровья
Краски перечисленные Вами отличаются связующим, акварель - гуммиарабик, темпера - эмульсия пва,
подробнее...
Почему икона "Архангела Гавриила" имеет второе название "Ангел Златые власы"?
Архангел Гавриил
из оглавного деисусного чина (Ангел "Златые власы")
XII век. Дерево,
подробнее...
как кормить черепах?
Молодых черепах кормят один-два раза в день, взрослым, длиной от 10 сантиметров, устраивают один
подробнее...
Из чего состоит "МИР" (вроде, так называется) , которым мироточат (плачут) иконы?
До XX в. мироточение и слезоточение икон было редким, исключительным явлением. Массовые знамения
подробнее...
В чем состоит новаторство Андрея Рублева и какова техника его письма?
1. Техника исполнения - левкас, живопись по проклеенной и загрунтованной доске, темперой замешанной
подробнее...
Хотел сам в домашних условиях почистить икону,подскажите как?
Прежде чем чистить, надо отреставрировать. Если есть трещины, повреждения, отшелушивания - их
подробнее...
Что такое лубок? Где родина лубочных картинок? Почему так назвали?
Лубок — вид изобразительного искусства, которому свойственна доходчивость и ёмкость образа. Лубок
подробнее...