яма этимология



ямская почтовая станция в сибири

Автор Пользователь удален задал вопрос в разделе Наука, Техника, Языки

Откуда появилось слово ямщик? и получил лучший ответ

Ответ от ™Негасимая Звезда... ®[гуру]
Слово “ямщик” происходит от слова “ям”, так в России в XIII–XVIII веках называли почтовые станции, на которых меняли лошадей. В переводе с татарского языка «ям» означает «место остановки» . Это устаревшее слово. Слово "ямщик" древнерусское, заимствовано из тюркского, первоначально имело форму »ямчи» (суффиксальное производное от слова «ям» ( почтовая станция, яма) . Ям + щик =ямщик ( по аналогии в русском языке с существительными на -чик-, --щик-). Так и образовалось слово « ямщик. » Ямские лошади предназначались для перевозки людей от станции («ямы» ) до станции («ямы») .
С середины XVIII века ямы стали называться почтами. Слово “ям” на долгое время осталось в названиях ямщицких поселков: Ям-Ижора (в Санкт-Петербургской губернии) , Ям-Бронницы, Ям-Зимогорье (на Валдае) . Ям сохранился до наших дней по Каширскому шоссе около знаменитых Горок Ленинских.
Этим же словом – “ям” – в XIII–XV веках называлась и ямская повинность – государственная повинность населения по перевозке лиц, находящихся на государственной службе, и государственных грузов. А еще раньше, с X до XIII века повинность называлась “повоз”. С конца XV века население обязано было поддерживать в порядке дороги и ямы и предоставлять для государственных нужд подводы, продовольствие и проводников. “Ямским охотникам” в XVI веке оказывалась натуральная и денежная помощь. В XVII веке “нарочно выбранные” ямщики жили на особых землях в ямских слободах. Ямщики владели землей-пашней, разделенной на паи.
Для устройства яма из Москвы или ближайшего города приезжал “служилый или приказной человек”. Он “расписывал” дорогу с устроенными на ней через 40–50 верст “станами” и обязанности населения по числу дворов, “кому с кем смежно и сручно”. Договор оформлялся письменно и вручался приказчику или старшему (с 1679 года обязанности приказчика, должность которого была устранена, перешли к воеводе или таможенному голове) . В новгородских ямах, например, ямщику ежегодно выдавалось по пять рублей, семь с половиною четверти ржи, семь с половиною четверти овса или по двадцать рублей и десять четвертей ржи. Иногда заключался договор (в котором оговаривались условия найма) между ямщиком и населением: ямщик брал на себя обязательства по исполнению ямской повинности, а община обещала платить ему годовое жалование. Кроме того, население помогало ямщику по расчистке дорог, а ямщик освобождался от податей.
Ямщик должен был держать трех меринов, записывать всех путешественников, их число, количество подвод, представляемые документы (проезжие грамоты) и заплаченные “прогоны”. Замечательный портрет ямщика оставил нам Николай Васильевич Гоголь: “Не в немецких ботфортах ямщик: борода да рукавицы, и сидит чорт знает на чем; а привстал да замахнулся, да затянул песню – кони вихрем, спицы в колесах смешались в один гладкий круг, только дрогнула дорога, да вскрикнул в испуге остановившийся пешеход – и вон она понеслась, понеслась, понеслась!. . И вон уже видно вдали, как что-то пылит и сверлит воздух”.
Первым начальником Ямского приказа был князь Дмитрий Михайлович Пожарский. Ему подчинялись «ямские дьячки» , назначаемые из боярской среды. Иван III (1462 – 1505) в своем завещании (1504) призывал своих преемников к поддержанию гоньбы в хорошем состоянии. В XYI веке Борис Годунов (1598 – 1605) отличился заслугами в организации в Сибири почтовой службы со станциями. При Петре I появились почтамты и почтовые конторы, для военных и административных надобностей была организована специальная почта параллельно дорожной, особые распоряжения предоставили частным лицам право пользования ямскими лошадьми. Императрица Екатерина II продолжила почтовую реформу: был введен должностной штат почтового управления, вместо «пожизненно обязанных ямщиков» набирали почтовых служащих по вольному найму, по всей стране была установлена единая почтовая трасса. В начале XIX века в России было 458 почтовых отделений, 5000 почтовых чиновников.
™Негасимая Звезда... ®
Гений
(77396)
В 1904–1905 годах для автомобильных извозчиков была установлена та же такса, что и для лошадных, – 60 копеек в час, и это несмотря на то, что автомобиль мог ехать быстрее и брать больше седоков. Абсурдной была и норма скорости для автомобильных извозчиков – 10 верст в час. Но имя автомобильных извозчиков, как и прочих водителей, изменилось. Их называли теперь ни ямщиками, ни извозчиками, а иноземным словом “шофер”, или “шоффер”. И только теперь всплыло из потаенных уголков памяти название для нелегального промысла – извоза, благодаря которому многим семьям удается удержаться на плаву.

Ответ от Secret[гуру]
Ямщик- кто едет от станции до станции, Ям - остановка лошадей поменять, станция, постоялый двор. Ямская- улица от Яма
В Эстонии до сих пор вокзал Яам, Балтияам, автобусный - Буссияам

Ответ от Владимир Макаров[гуру]
Из песни Ямщик,не гони...

Ответ от Пользователь удален[гуру]
Может так: Везет по ямам сидя на ящике? ))

Ответ от -Grom0761-[гуру]
От слова ЯМ - постоялый двор.

Ответ от Ирина Андронова[гуру]
Слова «Ям» и «Ямщик» татарского происхождения. Слово «Ям» происходит от слова «Дзям» - дорога, «Ямщик» от «Ям-чи» – проводник.

Ответ от 3 ответа[гуру]
Привет! Вот подборка тем с похожими вопросами и ответами на Ваш вопрос: Откуда появилось слово ямщик?
Ям на Википедии
Посмотрите статью на википедии про Ям
Ямщик на Википедии
Посмотрите статью на википедии про Ямщик
 

Ответить на вопрос:

Имя*

E-mail:*

Текст ответа:*
Проверочный код(введите 22):*