Дериват это в лингвистике
Автор Бегемот задал вопрос в разделе Лингвистика
Какие есть виды дериватов, и что такое словообразовательная парадигма?? ? Дайте, пожалуйста, полный ответ с примерами. и получил лучший ответ
Ответ от ВероNika[гуру]
Словообразовательная парадигма - объединение производных слов, имеющих одну и ту же производящую базу и находящихся на одной и той же ступени деривации.
Члены парадигмы объединены общим семантическим компонентом, но различаются:
1) формантами
2) словообразовательными значениями.
Например: синий → (сине-ва, синь, синюха, синенький, синеватый, синеть, синить, синяк). От одного производящего слова образуется пучок дериватов, объединенных радиальными отношениями. В парадигму не входит производящее слово.
Наряду с конкретными, выделяются типовые словообразовательные парадигмы.
Например, русские дериваты, мотивированные зоонимами, образуют парадигмы, состоящие из следующих компонентов:
1) наименование самки;
2) наименование детеныша;
3) название мяса животного;
4) название помещения или пространства, связанного с животным;
5) наименование лиц по отношению к животным;
6) уменьшительные образования;
7) уменьшительно-оценочные образования;
8) увеличительные образования;
9) притяжательные прилагательные;
10) относительные прилагательные;
11) глаголы со значением «производить на свет»;
12) глаголы со значением «вести себя подобно тому, кто назван мотивирующим словом».
Олень → (олениха, олененок, оленина, оленевод, оленище, олений).
Дериват в лингвистике (словообразование)— производное слово,
напр.: снеГ—-снеЖок (фонетическая Д. на морфонологическом уровне)
объявлятъ-*~объяв-ление (словообразовательная Д.)
медведь-*-мед-ведь (о человеке) (лексическая Д.)
Пришла зи-ма~*-3има пришла (экспрессивный порядок слов) (синтаксическая Д.).
Принято различать морфонологическую Д. ( век-увечный), словоизменительную (играть—'играю), словообразовательную (близкий—'приблизить), лексическую (ледяной—ледяной - о взгляде), синтаксическую (напр., Солнце выжгло траву—Солнцем выжгло траву), смысловую, проявляющуюся на текстовом уровне
ВероNika
Высший разум
(139013)
4.Отадъективные прил с модификационным словообразовательным значением 'очень высокая степень проявления признака': препротивный, книжн.архиопасный; разг. развесёлый, хитрющий, толстенный; полнёхонький; умный-умный, красивый-прекрасивый, читаный-перечитаный.
5.Отсубстантивные прил с мутационным словообразовательным значением 'обладающий свойством, характерным для предмета, названного производящим':трубчатый, крючковатый, сиротливый, серебристый
К одному и тому же словообразовательному типу относятся отсубстантивные существительные лесник и печник: они образованы в рамках номинативного словообразования от одной части речи (существительного) одним и тем же способом (суффиксацией) , при этом имеют одинаковое словообразовательное значение 'лицо, характеризуемое по отношению к предмету, названному производящей основой', которое выражено одним и тем же суффиксом -ник. К этому типу не относятся, например, дериваты: работник (существительное образовано не от существительного, а от глагола) , аптекарь, киоскёр (словообразовательное значение выражено другими суффиксами: -ар', -ор) .
Для номинативного словообразования характерны как транспозиционные типы (петь -> певучий; учить -> учитель) , так и нетранспозиционные (петь -> спеть; учитель -> учительница)
Cуществительные секретарша и генеральша относятся к одному и тому же словообразовательному типу, но к разным семантическим разновидностям, поскольку суффикс -ш- в секретарша обозначает просто женскость ('женщина –секретарь) , а в слове генеральша указывает на определенные родственные отношения (не 'женщина-генерал', а 'жена генерала'). К разным семантическим разновидностям словообразовательного типа отглагольных существительных относятся также дериваты типа читатель, выключатель (обозначающие 'лицо или же предмет в его отношении к действию, названному производящей основой').
Суть научного спора Г. О Винокура и А. И Смирницкого? Для ответа на экзамене Пожалуйсто самые главные моменты
"Значителен вклад Винокура в частные разделы языкознания, прежде всего в теорию
подробнее...
Зачем американцам вторые имена? Например Питер Джей Морисон.
Двойные имена
Двойные имена начали давать детям уже в давние времена. Традиция давать ребенку
подробнее...
что такое словообразование?? можно определение пообъемней))
В русском языке существуют слова, которые имеют первичный характер, т. е. не образованы от
подробнее...
Что такое словообразовательное значение, с/о тип, морфонологическая модель и словообразовательная категория???
Словообразовательное значение - особый тип значения слова, которым может обладать только
подробнее...
кто знает что такое словообразовательное гнездо и их виды
Словообразовательное гнездо - это совокупность слов с тождественным корнем, упорядоченная в
подробнее...
почему так назван маятник? срочно! может есть какие нибудь предположения. все пишите. очень нужно!!!
МАЯТНИК - русское слово, представляющее собой суффиксальное образование от прилагательного
подробнее...
что такое морфемика . словообразование обясните пожалуста на уровне 9 класа
МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ – это разделы науки о языке, лингвистики.
МОРФЕМИКА – это
подробнее...
что такое словообразование?
Словообразование (дериватология) — раздел языкознания, изучающий словообразовательные отношения в
подробнее...
Помогите составить диктант из 57 слов на прависло "Словообразование".
1.СЛОВООБРАЗОВАНИЕ, образование слов от других слов с помощью определенных операций,
подробнее...