три формы чувственного познания
Автор Дима Весёлкин задал вопрос в разделе Домашние задания
Одна из основных форм познания? и получил лучший ответ
Ответ от Елена флис[гуру]
Чувственное познание. Возможности чувственного познания определяются нашими органами чувств и наиболее очевидны для каждого, т. к. мы получаем информацию с помощью наших органов чувств. Основные формы чувственного познания:
Ощущения – информация, получаемая от отдельных органов чувств. В сущности, именно ощущения напрямую опосредуют человека и внешний мир. Ощущения дают первичную информацию, которая в дальнейшем подвергается интерпретации.
Восприятие – чувственный образ предмета, в котором интегрируется информация, полученная от всех органов чувств. Но восприятие существует лишь в момент взаимодействия с предметом.
Представление – чувственный образ предмета, сохраняющийся в механизмах памяти и воспроизводимый по желанию. Чувственные образы могут иметь разные степени сложности.
Воображение как форма познания – способность комбинировать фрагменты различных чувственных образов. Воображение – важный и нужный компонент всякой творческой деятельности, в том числе научной.
Рациональное познание. Основные формы:
Понятия обозначают предметы, свойства и отношения. Это достаточно сложная форма мышления, которая рассматривается не только логикой, но и семантикой, семиотикой.
Суждения в своей структуре обязательно имеют 2 понятия: субъект (то, по поводу чего мы строим мысль) и предикат (то, что мы мыслим по поводу субъекта) , – выраженные одним словом или группой слов, связанные с помощью слов «есть» , «является» . К субъекту, как правило, прилагается квантор («все» , «некоторые») . С точки зрения логики все невопросительные предложения – это суждения.
Умозаключения – это такая форма мысли, когда из одного или нескольких суждений выводится новое суждение, дающее новое знание. Наиболее распространены дедуктивные и индуктивные виды умозаключений. Дедукция строится на основе двух посылок, из которых выводится одна. Индукция строится на основе бесконечного ряда исходных посылок и не дает 100% верного результата.
Гипотезы – это предположения, очень важная форма познавательной деятельности, особенно в науке.
Теория – стройная система понятий, суждений, умозаключений, в рамках которых формируются законы, закономерности фрагмента действительности, рассматриваемого в данной теории, достоверность которых обоснована и доказана средствами и методами, соответствующими стандартам научности.
При рассмотрении чувственной и рациональной форм познания возникает вопрос об их приоритете с точки зрения истинности наших знаний, о соотношении веры и разума или же чувственного и рационального в познании. В зависимости от решения этого вопроса выделяют 2 направления.
Сенсуализм (эмпиризм) утверждает, что истинность наших знаний может быть обеспечена только чувственной достоверностью, опытным подтверждением. Рациональные знания могут быть приняты только в той мере, в которой они подтверждаются чувственным опытом. Эта позиция получила свое отражение в работах логических позитивистов (принцип верификации – необходимость опытного подтверждения рациональных знаний) .
Рационализм – точка зрения, согласно которой истинность наших знаний может быть обеспечена только разумом. Чувственные знания не могут заслуживать полного доверия, т. к. чувства поверхностны, не способны схватывать суть вещей, которая может быть постигнута только разумом.
Однако это крайние позиции. Чувственное и рациональное познание взаимосвязаны и диалектически обуславливают друг друга в процессе реального познания. С одной стороны, исключительно чувственное познание – это познание на уровне животного. С другой стороны, рациональное познание без чувственного невозможно в принципе, поскольку чувственное познание, выступая в качестве опосредующего звена между действительностью и разумом, является для разума «пищей» . На уровне человека эти формы познания влияют друг на друга. Возможности чувственной формы познания сказываются на возможностях рационального познания, существуют пределы органов чувств человека, которые ограничивают поток информации. Но рациональ
обясните различия между чувственным и рациональным познанием
Познавательная деятельность человека включает два уровня: чувственный и рациональный. Чувственное и
подробнее...
B каких трех формах проявляется рациональное познание?
Познание распадается как бы на две половинки, а вернее части: чувственную и рациональную. Основные
подробнее...
Познание: понятие, виды. Субъекты и объекты познавательной деятельности
Основные понятия и виды познания
Познание – обусловленный общественно-исторической
подробнее...
Познание начинается с удивления? А кончается чем?
Вначале удивление.. (?!)
затем: "в этом что-то есть! "..
и в конце: "да по другому и быть
подробнее...
Бред - это...?
Бред — совокупность идей и представлений, умозаключение, возникшее не в результате обработки
подробнее...
Познавательная деятельность человека.
Познание – это активная деятельность людей, направленная на приобретение и развитие знаний.
подробнее...
Согласно воззрениям Левкиппа и Демокрита сущее (мир) состоит из
Левкипп и Демкрит. Левкипп, родом из Милета, прибыл в Италию, в Элею около середины V в. до н. э. ,
подробнее...
Святая Троица: Отец (Бог) , Сын (Иисус) , Святой Дух (что это?)
Святой Дух - Третье Лицо (Ипостась) Святой Троицы, истинный Бог, единосущный и равнославный Отцу и
подробнее...
срочно идет экзамен надо - методы научного познания
Что такое метод научного познания?
Метод это совокупность действий, призванных помочь
подробнее...
Помогите пожалуйста написать сообщение на тему "Человек как объект научного познания"
СУБЪЕКТ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
носитель системы научного знания,
обладающий
подробнее...
Автор философской концепции познания? Автор философской концепции познания?
В истории философии по вопросу о познаваемости мира сложились три основные позиции:
подробнее...
Кто придумал термин "трансцендентальное эго" и что он означает.
Интерсубъективное конституирование – это, в сущности, интенциональный опыт Другого, который
подробнее...
Основные направления в гносеологии?
Общая (философская) гносеология исследует способы познания любого объекта. Частная (специальная)
подробнее...